Экологичная упаковка и ее перспективы в России: почему пластик все еще с нами

Экологичная упаковка и ее перспективы в России: почему пластик все еще с нами
Поделиться

Будущее производства и потребления экологичной упаковки.

Спрос на экологичные решения много лет стабильно растет во многих странах мира. Если у предпринимателя «зеленый» бизнес, или он делает шаги в эту сторону, мы сразу думаем: «Этой компании не все равно». Если раньше с пластиком боролись только в Европе, сегодня тренд использования экологичной упаковки развивается и в России: никого уже не удивишь возможностью наливать кофе в свой стакан, или использовать эко-сумки. О том, почему пластик все еще с нами, и о том, какие могут быть альтернативы, ― рассказывает руководитель представительства SN Maschinenbau в России Анатолий Ширлин.

Коронавирус увеличил спрос на пластик

«Коронавирусная» весна 2020 года напомнила всему миру о главной задаче пластиковой посуды и упаковки ― обеспечивать безопасность и индивидуальную защиту продукта. Неудивительно, что в разгар эпидемии многие страны ослабили ограничения на использование пластика. Так, чтобы сделать покупку кофе безопасным, Starbucks перешел на одноразовые стаканчики. Так же поступили в Dunkin’ Donuts.

Эксперты отмечают рост спроса на полимерную упаковку, и спрос этот в ближайшие годы продолжит расти. Тенденция объясняется не только соответствием возрастающим требованиям к безопасности и герметичности, но и выгодой для бизнеса: гибкая полимерная упаковка легкая, занимает мало места, а значит логистика и транспортировка продукта на дальние расстояния выходит, чем в другой таре (например, жесть или стекло).

Тем не менее, это не значит, что пластик останется с нами навечно. Зеленая экономика продолжит развитие, несмотря на последствия пандемии и кризиса.

Будущее экологичной упаковки в России

Массовый переход на экологичные материалы не может быть быстрым, а в России ― особенно.

Здесь стоит уточнить, почему пластиковая упаковка стала и остается такой популярной. Причина в технических свойствах, которые дают материалы, из которых она изготавливается ― пластиковые ламинаты. Для того, чтобы перевозить продукт на дальние расстояния, надолго обеспечивать его сохранность от солнечных лучей, необходимо «запаивать» продукт с помощью специального шва, а сделать это можно только тогда, когда в материале есть специальный алюминиевый слой. Он в том числе предотвращает протекание: например, невозможно перевозить жидкие продукты или продукты, которым противопоказана влага, в бумажной таре. Стеклянная и жестяная упаковка при этом становится все более дорогой и тяжелой для бизнеса: такую упаковку дороже перевозить и хранить, ведь она занимает много места.

Интересно: Биоразлагаемый пластик: экологичность, технология производства, плюсы и минусы.

Именно поэтому многие привычные для нас продукты, мы видим упакованными в полимерную тару со швом ― кетчуп, майонез, семечки, орехи, детское питание ― очень много категорий товаров, которые мы каждый день берем в супермаркете.

Пластиковые ламинаты часто используются для производства упаковки, потому что хорошо подходят именно по техническим характеристикам. Так, слой алюминия внутри упаковки препятствует попаданию ультрафиолета, а «термосвариваемый» слой в ламинатах позволяет сделать шов для достижения полной герметичности продукции.

Однако с точки зрения экологичности многослойные ламинаты не идеальны. Им уже есть достойная альтернатива в виде гибкой упаковки на основе возобновляемого сырья. Такое сырье называют «мономатериалами». Мягкие пакеты из таких материалов можно будет подвергать повторному использованию или переработке.

Пока массовый переход на мономатериалы осложняется нехваткой качественного сырья ― гранулята. В России бывает сложно купить качественную основу для изготовления даже обычной полимерной упаковки для детского питания, однако будущее все же возьмет свое.

Несомненно, требуются большие инвестиции. Речь идет о переходе на новые сложные пленки, а это обойдется сотни миллионов долларов. Так, компаниям, заинтересованным в переходе на экологичную альтернативу пластиковым ламинатам, придется вкладываться в новое оборудование или модернизировать то, что уже есть, ведь существующие машины способны работать только на ламинатах.

Интересно: Российский рынок упаковки: анализ, новые технологии.

Поэтому пока экспериментируют с новой упаковкой и материалами только крупные производители. Например, мы сотрудничаем в этом вопросе с Nestle и Unilever, которые уже сегодня выводят на рынок легко перерабатываемую и экологически безопасную упаковку.