Борьба с недоливом на АЗС

108
Борьба с недоливом на АЗС
Фото: voms.ru
Михаил Колесников
Основатель бренда Benza

Чего ожидать от нового госстандарта для АЗС? Осенью был введен новый ГОСТ, регламентирующий изменение характеристик топливозаправочных устройств. Согласно нововведению, колонки должны быть защищены от несанкционированного изменения объема выдачи как программным, так и механическим путем. Зачем вводится стандарт и как он повлияет на топливный бизнес, расскажет Михаил Колесников основатель бренда безоператорных мини АЗС и топливораздаточных колонок Benza.

Недолив топлива на АЗС

Основная причина введения ГОСТа — стремление регулятора искоренить недолив топлива. Небольшая погрешность в выдаче горючего — это обычное явление. Колонки имеют свойство сбиваться: износились узлы, появилась завоздушенность, некорректная выдача из-за изменения температуры топлива.

Михаил Колесников
Михаил Колесников

Буквально 20-25 лет назад с развитием технологий колонки начали администрироваться электроникой и компьютерными программами, позволяющими легко менять настройки параметров выдачи. Возможность корректировки номинального объема должна была поспособствовать исправной работе. Однако также она позволяла уменьшать объем выдачи, чем пользовались недобросовестные сотрудники АЗС, обворовывая клиентов. Теперь новый ГОСТ не позволит заправкам пользоваться этой лазейкой.

Интересно: На каждой пятой АЗС в России недоливают бензин и обманывают водителей.

Хлеб для метрологических служб

Запрет на самостоятельную калибровку владельцами колонок программными методами откатывает технологии назад к тому времени, когда топливораздаточные устройства регулировались механическим способом на объемомере. Тогда приезжала метрологическая служба и производила калибровку. После того, как появились программируемые колонки, услуги по настройке колонок стали гораздо менее востребованы. Теперь у метрологической службы вновь станет много работы: ее придется вызывать при каждом отклонении в параметрах выдачи. Нельзя будет перепрограмировать устройство с компьютера. Как следствие, расходы владельцев АЗС немного вырастут.

Мы выпускаем устройства в которых заложена функция программной калибровки и теперь нам придется ограничить ее. Если примут стандарт, нам также будет необходимо увязывать узлы ТРК в одну систему, чтобы препятствовать несанкционированной замене узлов и изменению параметров выдачи. В остальном на дополнительных ограничений на ПО не будет. Основные функции программы для управления колонкой останутся. С ее помощью все еще можно будет включать и выключать устройство, а также фиксировать объем отпущенного топлива.

Выгода для нефтяных компаний

Ограничения в регулировке параметров будут побуждать владельцев АЗС стремиться минимизировать вероятность возникновения сбоев и один из способов — переход на системы по массовой выдаче не в литрах, а в килограммах. Новый гост разрешает использование систем учета по весу. Они становятся более популярными, потому, что тепловые расширения меняют объем топлива.

Максимально точный учет происходит при выдаче по массе. Это очень выгодно для нефтяных компаний, так как до поступления на АЗС топливо считают в килограммах. Только когда горючее заливается в бензовоз, его пересчитывают в литры и затем на АЗС также выдается в литрах. Это приводит к издержкам. Теплый бензин при охлаждении, теряет в объеме, тогда когда вес остается тот же. Это постоянная проблема, особенно в странах, где есть большие перепады температур как в России: дневные, ночные и в течение года. ГОСТ должен привести к тому, что такие системы теперь могут устанавливаться повсеместно.

Вывод

Новый стандарт заставит владельцев АЗС нести дополнительные затраты, однако они не будут слишком существенными. Производители топливораздаточных устройств также будут вынуждены усложнять конструкцию своих изделий, что приведет к увеличению их стоимости. В России пока не производятся устройства, соответствующие новым требованиям.

Пока есть только иностранные бренды, такие как Tokheim. По нашим прогнозам расходы на производство отечественных колонок поднимутся на 10%, соответственно пропорционально повысится и стоимость колонок. Если АЗС перейдут на использование оборудование с массовым измерением, то это также добавит им затрат. Для частного потребителя ничего не изменится, дороже не будет, так как в стране сдерживается рост розничных цен на топливо, они могут увеличиваться лишь в пределах инфляции.

6
Обсудить Содержание Поделиться