Франчайзинг — особенности бизнеса

Суть франчайзинга заключается в том, что компанией (франчайзером) передаются физическому лицу или другой компании (франчайзи) права на реализацию её услуг либо продукта. При этом последний принимает на себя обязательство в процессе продажи руководствоваться описанными в договоре законами и правилами. За это франчайзи получает разрешение пользоваться именем компании, а также её репутацией. Кроме того, у него появляется доступ к маркетинговым технологиям и механизмам поддержки.

Договор франчайзинга оговаривает, что франчайзеру выплачивается первый взнос. В дальнейшем франчайзи каждый месяц производит определённые выплаты согласно договорённости. Это своеобразная аренда, где арендатор не является полноправным владельцем товарного знака. Он просто может пользоваться им до тех пор, пока производится арендная плата.

Примеры франчайзинга мирового уровня

Singer Sewing machine companyЯрким примером франчайзинга является компания McDonald’s. Благодаря этой системе ей удалось добиться большого финансового успеха и выйти на лидирующие позиции в мировом бизнесе. На территории США коло 80% ресторанов, входящих в эту сеть принадлежали франшизе, тогда как в Европе этот показатель равен 50%.

Основоположником современной системы франчайзинга считается Исаак Зингер, который основал известную во всём мире компанию Singer Sewing machine company. В далёком 1851 году им был заключён письменный договор с дистрибьюторами собственной продукции. Согласно ему, они получали право продавать и ремонтировать швейные машинки Зингер на территории США. Именно с этого момента началось развитие франчайзинга.

Как купить франшизу и не попасться мошенникам — Советы юриста

Преимущества и недостатки франчайзинга

Как у каждого способа ведения бизнеса, у франчайзинга имеются свои положительные и отрицательные стороны.

Начнем с преимуществ франчайзинга:

  1. Предпринимателю, приобретающему франшизу, оказывается всяческая помощь. Это и полезные советы, и поставки сырья и расходных деталей. Но всё это является только дополнением того, что предоставляется возможность пользоваться брендом, уже раскрученным на рынке. А значит, нет необходимости в использовании программ для маркетинга, необходимых на старте.
  2. Организация франчайзинга подразумевает проведение правообладателем франшизы тематических консультаций по ведению бизнеса. Он помогает налаживать связи с постоянными поставщиками. Даёт советы по организации маркетинга, хитростям обслуживания и многим другим моментам. А значит, предпринимателю не придётся заново заниматься изобретением велосипеда.
  3. Упрощается процедура получения кредитов. Выступление владельца франшизы в качестве гаранта, обеспечивающего пиар и продвижение бренда, существенно укрепляет позиции получателя кредита.
  4. Предпринимателю достаточно обладать определённым опытом работы и иметь знания в области менеджмента. Правда, без вложения денег тут не получится обойтись, но потрачены они будут на развитие своего дела.
  5. Высокий уровень достоверности финансовых прогнозов. Предприниматели, начинающие свой бизнес с нулевой отметки, вряд ли могут уверенно прогнозировать уровень доходов. А преимущества франчайзинга заключаются в том, что информации о налаженном бизнесе огромное количество, что позволяет достаточно точно прогнозировать перспективы.
  6. Нет необходимости затрачивать большое количество времени на изучение рынка. Ведь владельцем франчайзинга она предоставляется в собранном и систематизированном виде. Остаётся только воспользоваться ею.
Недостаткам франчайзинга

Теперь перейдём недостаткам франчайзинга:

  1. Главным минусом франшизы является необходимость наличия начального капитала. Затраты включают в себя паушальный взнос, роялти, финансы для запуска бизнеса. «Молодые» франшизы чаще всего не требуют паушального взноса, только начальный капитал определенного размера для запуска бизнеса. Именно это пугает многих предпринимателей, заставляя их заниматься индивидуальной деятельностью. Так, например, в компании МТС сумма минимальных вложений составляла около 760 000 рублей для открытия одной точки обслуживания и продаж.
  2. Полная зависимость от бренда. Это означает, что в случае, когда франчайзер несёт убытки, потери будут и у франчайзи. И это очень неприятно.
  3. Необходимость выполнять взятые на себя обязательства. Имеется ввиду тот нюанс, что личным доходом предпринимателю придётся делиться с владельцем франшизы. Чаще всего эта ставка составляет менее 10% от выручки, что вполне приемлемо.

Как происходит открытие франшизы

После приятия решения о приобретении франшизы, должны быть предприняты конкретные шаги для создания бизнеса:

  1. Осуществить выбор организационно-правовой формы и провести регистрацию бизнеса в государственных структурах.
  2. Выбрать оптимальную форму для налогообложения.
  3. Заказать печать и открыть расчётный счёт.
  4. Составить договор коммерческой концессии с франчайзером.
  5. Изучить франшизный пакет, получить рекомендации по запуску бизнеса.
  6. Запустить бизнес согласно рекомендациям франчайзера.

Подробней о договоре франчайзинга

Договор франчайзинга входит в число наиболее сложных в коммерческой среде. Правильно составленный документ учитывает интересы обеих сторон, наделяя их определёнными преимуществами. При его составлении должно учитываться большое количество факторов.

В заключении договора участвуют правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи). Стать предметом договора может торговая марка, технология, бренд, а также многое другое, подпадающее под понятие франчайзинга.

Права правообладателя и его обязанности:

  • Наличие зарегистрированного товарного знака.
  • Обеспечение передачи франчайзи документации как технической так и коммерческой, а кроме того любой другой информации, которую он может посчитать полезной.
  • Проведение подробного инструктажа, как франчайзи, так и всего штата его работников по любым вопросам, имеющим отношение к соблюдению их прав.
  • Регистрация в государственных органах договора коммерческой концессии.
  • Оказание франчайзи непрерывного содействия и в техническом, и в консультативном плане. Здесь речь идёт и об обучении работников и о создании надлежащих условий для повышения уровня их квалификации.
  • Осуществление контроля над качеством проведения работ по запуску и ведению бизнеса.

Права и обязанности пользователя:

  • Пользоваться товарным знаком, знаком обслуживания или иным средством индивидуализации франчайзера в процессе деятельности, обозначенной в договоре.
  • Гарантировать надлежащее качество проводимых работ, выпускаемых товаров. Оно должно быть аналогичным тому, что обеспечивается правообладателем.
  • Неукоснительно следовать инструкциям, а также указаниям, направленным на то, чтобы обеспечить соответствие деятельности франчайзи модели бизнеса правообладателя.
  • Обеспечивать предоставление покупателям или заказчикам всех дополнительных услуг, которые предоставляются правообладателем.
  • Воздерживаться от разглашения секретов производства и любой другой конфиденциальной коммерческой информации, полученной от обладателя торгового знака.
  • Неукоснительно соблюдать пункт договора, касающийся субконцессий.
  • При необходимости, доводить до покупателей или заказчиков информацию о том, что использование товарного знака, коммерческого обозначения, знака обслуживания находится в полном соответствии с оговорёнными условиями в договоре коммерческой концессии.

После того, как будет составлен договор, он подписывается обеими сторонами.

Правила выбора франшизы

McDonald’s, Франчайзинг, примеры, преимущества, виды, суть, рынок, минусы, франшизы, формы, купить, недостатки, франшиза, договор, франчайзи, франчайзер, организацияДля начала необходимо получить максимальное количество информации о времени пребывания выбранной компании на рынке, динамике развития её бизнеса. Также необходимо узнать о том, что предпринимается для борьбы с сезонными явлениями простоя, которому подвержен практически любой бизнес. Если фирма совсем молодая, то стоит подумать о целесообразности сотрудничества с ней.

Общеизвестно, что серьёзные компании начинают торговлю франшизами не раньше, чем пройдёт 1 год со дня запуска бизнеса. Можно запросить сведения об уже сотрудничающих с франчайзером предпринимателях и пообщаться с ними. Это также поможет принять решение о целесообразности сотрудничества.

В обязательном порядке необходимо попросить предъявить все юридические документы, подтверждающие правомочия франчайзера на владение торговой маркой. Рекомендуется также ознакомиться со всеми лицензиями, дающими право на осуществление того или иного вида деятельности.

Стоимость франшизы — от чего она зависит?

Для каждого решившего купить франшизу, имеет большое значение выяснение того, насколько обоснована её стоимость. Чтобы понять, насколько названная цена адекватна, надо выяснить, на основе чего она сформирована.

Влияние на величину стоимости франшизы оказывают 3 основных аспекта:

  1. Размер паушального взноса. Такое название присвоено единовременному платежу за получение лицензии, позволяющей осуществлять деятельность под брендом.
  2. Величина роялти. Этот показатель фиксируется в процентах. Взимается с суммарного оборота или с маржи. Фактически, это периодический налог, взимаемый франчайзером за пользование брендом.
  3. Затраты, являющиеся сопутствующими в процессе работы с торговой маркой. Это инвестиции франчайзи, которые необходимы для развития бизнеса, капитальные и операционные издержки.

Размер роялти может варьироваться в пределах от 1% до 10%. Зависит он от того, насколько широка известность бренда. Соответственно, раскрученные марки берут больший процент. Основной вопрос, на который надо найти ответ: насколько соразмерны выплачиваемые франчайзеру проценты с оказываемой им помощью.

Основными составляющими цены франшизы можно назвать степень известности франчайзера и уровень оказываемой им поддержки. Для получения подтверждения соразмерности паушального взноса потенциальной выручке, необходимо узнать о рентабельности бизнеса. Данные о рентабельности предоставляются в финансовых отчетах франчайзера. Франшизный пакет включает в себя бизнес план. Покупателю франшизы остается только проверить его и сопоставить со своими возможностями и ожиданиями.

Стоимость франшизы может зависеть от следующих факторов:

  • От вида (формы) франчайзинга, бывают золотой, арендный, лицензионный, банковский виды и так далее.
  • Уровня социально-экономических показателей региона, где планируется её реализация.
  • Присутствия партнёров, которыми осуществляется деятельность под маркой того же франчайзера.

Можно сделать вывод, что невозможно назвать конкретную схему, позволяющую произвести расчёт стоимости франшизы. Так как критерии оценки могут значительно разниться. Одно можно утверждать со всей определённостью: у более известного бренда франшиза будет дороже.

Какими бывают франшизы

Данный вид предпринимательской деятельности принято использовать в самых разнообразных областях. Специалисты насчитывают порядка 70-ти направлений в бизнесе, в которых возможно использование франчайзинга.

Примеры франчайзинга, где выгоднее развиваться:

  1.  В сетях, в которые входят розничные супермаркеты, а также торговые точки (бизнес-ретейл).
  2.  Общепит. В этот раздел входят рестораны, кафе и прочие пункты питания, работающие под раскрученными марками.
  3.  Производство, специализацией которого является выпуск продуктов. Это может быть хлебопекарня, цех для изготовления мороженого, линии для производства сухариков, чипсов, пива и прочих популярных продуктов.
  4.  Всё, что имеет отношение к красоте человека и его здоровью. Можно открывать фитнес-залы, СПА-салоны, точки, торгующие спортивными атрибутами.
  5.  Регистрация микрофинансовых организаций и ломбардов под известным брендом.
  6.  Открытие, организация и запуск строительного бизнеса.
  7.  В интернете: открытие филиалов популярных интернет-магазинов в регионах.

Это, конечно же, далеко не полный список направлений на рынке франчайзинга, считающихся перспективными. Безусловно, имеется огромное количество и других ниш, где развитие франчайзинга способно приносить существенную прибыль.

Если у предпринимателя нет необходимой суммы для начала бизнеса, то купить франшизу можно в кредит. Расчёт с франчайзером будет происходить постепенно, за счёт увеличения отчислений с получаемой прибыли.

65 0

Комментарии

avatar
wpDiscuz