Формирование тарифов на электроэнергию и субсидирование энергорынка

Формирование тарифов на электроэнергию и субсидирование энергорынка
Формирование тарифов на электроэнергию. Фото: twitter.com

Олег Шевцов

Генеральный директор АО «Трансэнерком»

Нерыночные механизмы на энергорынке: есть ли необходимость изменения существующих принципов работы.

После реформы РАО ЕЭС в 2008 году на энергорынке появились обязательные инвестиционные программы генерирующих компаний: после строительства новых энергоблоков собственники тепловых электростанций (ТЭС) начали получать повышенные выплаты за мощность.

Постепенно в программу Договоров на поставку мощности (ДПМ) включили новые атомные- и гидроэлектростанции. Затем был введен ряд «нерыночных» механизмов, схожих с ДПМ, для мусоросжигающих теплоэлектростанций (МТЭС) и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Сейчас назрела необходимость пересмотра имеющихся принципов, чтобы стабилизировать ситуацию на энергорынке.

Новые механизмы на энергорынке

В марте этого года вице-премьер Юрий Борисов выступил с предложением пересмотра инвестиционных программ развития в электроэнергетике: отказа от строительства новых ГЭС, АЭС, ВИЭ, МТЭС, а также проектов по модернизации имеющейся генерации. Необходимость ревизии возникла потому, что практически все стройки оплачиваются за счет надбавок к цене на мощность, что противоречит интересам генерирующих компаний.

Безусловно, подобные изменения необходимы. Компенсация тарифов – это большой шаг к снижению объемов перекрестного субсидирования, что является экономически разумной мерой. При таком подходе, когда все потребители будут оплачивать экономически обоснованную и справедливую цену, появится возможность поддерживать социально незащищенные слои за счет бюджетных средств.

Но на данный момент рассматривается немного иная модель, когда поддержка будет оказываться всем, без учета экономического состояния получателя. В таком случае нововведение может оказаться малоэффективно и не приведет к формированию новых, актуальных правил развития отрасли.

Уже сегодня, после того, как некоторые регионы, такие как Карелия, Бурятия, Тува, Северный Кавказ, ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, появился заметный дисбаланс: в областях, которые продолжали использовать оптовую систему, стоимость электроэнергии повысилась, так как они были вынуждены в 2019 году компенсировать недоплаты «льготных» предприятий в размере 20,3 млрд рублей.

Сейчас рассматривается возможность переложить данные субсидии на региональные бюджеты, что кажется маловероятным в сложившейся ситуации пандемии коронавируса и экономических последствий. Остановка многих производств, нестабильный курс валют, проблемы малого и среднего бизнеса – это те факторы, которые уже начинают негативно влиять на региональные бюджеты. Следовательно, субсидирование энергорынка станет дополнительной нагрузкой в нестабильной экономической ситуации.

В качестве одного из наиболее оптимальных сценариев модернизации энергорынка, следует рассматривать предложение Совета федерации до 2021 года уравнять стоимость электроэнергии. Как отмечают представители СФ, единая государственная политика по формированию тарифов не должна привести к повышению расценок. Наоборот, в результате изменений стоимость электроэнергии во всех регионах не будет превышать 3,4 рубля за 1 кВт/ч. При этом в тех областях, где на данный момент тарифы более низкие, их рост, по предварительным данным, не планируется.

Безусловно, в стране возникла необходимость проведения ревизии и принятия мер по модернизации энергорынка. Но все нововведения следует проводить с учетом того, как эти изменения скажутся не только на формировании стоимость электроэнергии в текущем моменте, но и на энергетическом машиностроении и смежных отраслях в долгосрочной перспективе до 2035 года.