Эксперты о рынке электромобилей в России

На март месяц 2018 года в России насчитывается примерно 1800 единиц электромобилей. В то время, как в схожей по климатическим условиям Канаде с населением 36,5 млн человек на февраль 2017 года зарегистрировано порядка 30 000 электрокаров.

Факторы развития рынка электромобилей в мире

Спикер: Ведущий эксперт Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем Григорий Парфенов.

В нашей стране абсолютно отсутствует мотивация у людей приобретать электромобили в личное пользование. К примеру, в странах ЕС данную мотивацию стимулируют высокими налогами на двигатели внутреннего сгорания и снижением транспортных налогов на автомобили с электроприводом. Электромобилям также разрешают беспрепятственно использовать выделенные полосы общественного транспорта, бесплатно парковаться и заряжаться. Дополнительной мотивацией является ужесточение экологических норм, как мы знаем многие страны уже озвучили свой отказ от ДВС в период с 2025 по 2035 годы.

Использование электромобилей в общественном транспорте — госзаказы на электромобили

Если говорить о спросе на общественный транспорт с электроприводом, то следует отметить, что спроса, как такового, в России фактически нет. Есть московский тендер – 900 электробусов за четыре года. В этом году будет заказ на 300 штук. Но спрос – это, когда у вас запрашивает продукт рынок, а не госзаказ, пусть даже очень крупный.

Госрегулирование может стимулировать спрос на электротранспорт – например, если бы нам сейчас сказали, что к 2025 году у нас должны быть на 30% сокращены выбросы парниковых газов (см. изменение климата Земли как глобальная проблема). Это стимулировало бы появление программ по энергосбережению и так далее. И тогда бы появился спрос. Так, потенциал спроса сейчас напрямую зависит от политики, а пока развитие электротранспорта остается скорее на уровне похвального желания быть в тренде передовых транспортных технологий.

Что тормозит рынок электромобилей в России?

Спикер: Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса «Тошиба Рус».

Лидеры рынка  электромобилей. По данным агентства «Автостат», уже несколько лет Nissan Leaf является лидером на российском рынке электромобилей (EV). На его долю приходится 60% из 1800 моделей, зарегистрированных в нашей стране. Далее идут Mitsubishi i-MiEV, Tesla и даже отечественная Lada Ellada (прим. ред.: можно посмотреть фото указанных электрокаров на картинках в данной статье).

Обзор главных проблем и возможные решения

 Nissan Leaf рынок электромобилей в мире

Зарядные станции. Основной фактор, сдерживающий развитие рынка электромобилей, связан с неразвитостью инфраструктуры, в первую очередь зарядных станций (см. Зарядить электромобили теперь можно на АЗС). Решением этой проблемы занимаются компании «Россети», Emi и Tesla. К началу 2018 г. «Россети» планировали увеличить собственную сеть зарядных станций до 200 шт.

Более того, в прошлом году вышло постановление, которое разрешает заряжать автомобили в помещениях, под навесами и на открытых площадках для стоянки транспорта. Это поможет развивать зарядную инфраструктуру в удобных для пользователей местах. При этом стоит заранее продумать организацию систем умного распределения и хранения энергии в пиковые часы. Очевидно, что большинство владельцев электромобилей будут осуществлять зарядку аккумуляторов в ночное время, а также использовать возможность “opportunity charging” (максимально быстрой зарядки, например, при кратковременной парковке).

Аккумуляторы. Дальнейшее развитие рынка EV зависит от производства аккумуляторов, которые позволят еще быстрее зарядить автомобиль и обеспечить более чем 300-километровый запас хода. Восполнить недостающее предложение стремятся пока лишь производители из Азии. Развитие массового производства изменит отрасль, позволит снизить цену самой батареи и всего электромобиля (сейчас на долю аккумулятора приходится 2/5 от всей стоимости машины). Аналитики Bloomberg прогнозируют, что к 2030 цены на аккумуляторы упадут до $70 за киловатт-час, по сравнению со средневзвешенной ценой $208 за киловатт-час в 2017 г.

Mitsubishi i-MiEV рынок электромобилей в мире

Климат. Климатические условия называют еще одним фактором, который сдерживает повсеместное использование электромобилей. Особенно это актуально для России. При эксплуатации электротранспорта в условиях низких температур ключевым моментом становится процесс зарядки транспорта. Здесь еще предстоит провести масштабные тестовые работы, чтобы найти оптимальный вариант. Toshiba, один из производителей аккумуляторов, уже не первый год совершенствует технологии, и предлагаемые сегодня литий-титанатные аккумуляторы SCiB (Super Charge ion Battery) способны полноценно работать при температуре -30 С.

Перспективы развития рынка электромобилей в России

Правительство РФ начало разработку масштабной программы стимулирования электромобильного транспорта. В его планах увеличить спрос на электротранспорт за счёт реализации госпрограммы стоимостью 1,5 млрд рублей, введения квот на долю электромобилей в парке государственных и муниципальных организаций, локализации производства машин, компонентов и зарядных устройств. К 2020 г., по данным Минпромторга, количество электромобилей в России в совокупном объеме продаж может вырасти до 15-25 тысяч единиц.

Вместе со спросом на электромобили растет и заинтересованность в развитии рынка электробусов. Москва, Санкт-Петербург и другие города активно тестируют этот вид общественного электротранспорта. Столица уже взяла курс на плавный переход транспортной отрасли на экологичные решения: в конце прошлого года «Мосгортранс» объявил три аукциона на поставку 300 электробусов и станций зарядки для них. С 2021 года город планирует закупать только электробусы вместо техники с дизельными двигателями.

1 комментарий
Евгений Батурин
4 апреля 2018 в 14:51

Электроавтомобили — это очень выгодный транспорт и самое главное что экологическую среду не загрязняет. Так что Россия об этом тоже беспокоится.

wpDiscuz