SPO — secondary public offering

— Обновлено:
SPO — secondary public offering
Фото: jimdofree.com
Поделиться

SPO (secondary public offering) — это публичное размещение ценных бумаг, принадлежащих уже существующим акционерам, которыми, в подавляющем большинстве случаев, являются основатели компании, либо венчурные фонды.

В отличие от IPO, данный финансовый инструмент никак не влияет на размер уставного капитала, но делает компанию публичной, что позволяет размещать акции на фондовых рынках. Кроме того, возрастание числа акционеров делает ценные бумаги компании ликвидными.

Несмотря на то обстоятельство, что в России часто под SPO подразумевается повторное публичное размещение акций, подобной ошибки следует избегать. В данном случае имеет место неправильное понимание значения слова «secondary», что обозначает не «повторное», а «вторичное» размещение. Если проще, то под первичным размещением подразумевается непосредственно выпуск ценных бумаг акционерным обществом, в то время как обращение на рынке уже является вторичным рынком акций. Таким образов, SPO представляет собой предложение акций, взятых со вторичного рынка и уже принадлежащих кому-либо.

В подавляющем большинстве случаев продажу акций через SPO осуществляют учредители компании, первоначальные акционеры, либо венчурные компании, с целью фиксации прибыли. Стоит отметить, что практически все крупнейшие мировые IT-компании, например Microsoft, прошли через процедуру SPO, причем осуществляли процедуру публичной продажи акций неоднократно.

Что касается России, то в качестве одного из примеров классического SPO можно назвать продажу государственных пакетов акций компаний. Ни для кого не секрет, что государство выступает в качестве создателя целого ряда крупнейших компаний, являясь их акционером, а выведение этих предприятий на рынок и представляет собой secondary public offering.