Пищевая промышленность России включает группу промышленных отраслей, производящих пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки, табачные изделия, а в некоторых классификациях — также мыло и моющие средства (на жировых производствах).
Главные проблемы
На сегодняшний день существуют две главные проблемы пищевой промышленности:
- высокая себестоимость упаковочных, расходных материалов, комплектующих для оборудования;
- большой процент импорта сырья.
Упаковочные материалы и комплектующие для оборудования на рынке пищевой промышленности
Можно выделить несколько составляющих, которые влияют на экономическое благополучие и качество продукции предприятий:
- Стоимость дистрибуции и реализации;
- Транспортная логистика;
- Стоимость производственного цикла;
- Стоимость упаковки материала.
Основными упаковочными материалами сегодня являются изделия из картона, гофрированного картона и полиэтилена. Пока что доля стоимости упаковки в цене конечной продукции на полке остается существенной, это не позволяет производителям свободно регулировать цены на свои товары.
Одна из проблем на рынке пищевой промышленности — импортное сырье
В большинстве своем на российских предприятиях технологические циклы рассчитаны на использование компонентов импортного сырья. Их закупка производится в Китае, Тайване или европейских странах, которые могут обеспечить высокое качество и длительный срок годности сырья.
Недостатка сырья в России не наблюдается, но технология производства выстроена таким образом, что оборудование большинства предприятий адаптировано под импортные аналоги.
Оборудование для производства пищевой продукции
Что же касается оборудования, то оно тоже преимущественно импортное. Есть российские поставщики, которые делают неплохие комплектующие, но все же большинство элементов для производственных линий закупается в Китае, даже несмотря на то, что за последние 5-10 лет цены ощутимо выросли.
В связи с этим стоимость конечной продукции напрямую зависит от колебания курсов валют. К сожалению, в последние годы мы можем наблюдать динамику, которую сложно назвать положительной, как для производителя, так и для потребителя.
Отсутствие государственных дотаций
Еще одной проблемой для отечественной пищевой промышленности является отсутствие государственных дотаций, которые смогли бы поддержать многие предприятия в трудные времена и снизить себестоимость конечной продукции. К примеру, финская молочно-промышленная компания VALIO, несмотря на глобальные масштабы производства, развитую логистическую сеть и большие прибыли имеет государственные дотации, так же, как и многие другие зарубежные компании.
Анализируя ситуацию последних лет, напрашивается неутешительный вывод: плохое состояние экономики РФ и снижение ВВП с одной стороны не способствуют развитию внутреннего рынка, не увеличивая, а даже уменьшая оборот продукции, чем еще больше дестабилизируют финансовую систему, а с другой стороны, препятствуют датированию вертикально интегрированных производственных сельскохозяйственных компаний (например, Мираторг).
Поэтому, сегодняшнюю отечественную пищевую промышленность можно назвать скорее рынком суррогатов, так как в погоне за снижением себестоимости производители часто используют компонентозаменители, которые не содержат той же ценности для человеческого организма, как минеральной, так и энергетической.
О стандартизации и контроле пищевой продукции
Российские стандарты качества допускают различные манипуляции в этом отношении, а ГОСТы безнадежно устарели и не в состоянии обеспечить высокий уровень качества продукции, тем более их использование не является сейчас обязательным. Самый распространенный пример – повсеместное использование пальмового масла в составе тех продуктов, где оно никогда раньше не применялось.
Государственные программы по развитию фермерства
Как влияет на рынок пищевой промышленности госпрограммы по развитию фермерства?
Программы государственной поддержки состоят из 2-х аспектов:
- Снижение налоговой нагрузки на предприятия сельскохозяйственного сектора;
- Снижение процентной ставки на кредиты.
Предполагается, что эти меры смогут снизить себестоимость продуктов питания не только для производителя, но и для конечного потребителя. На практике это действительно возможно, но проблема в том, что фермерство в России практически не развивается, даже несмотря на санкции, которые на самом деле, выступили идеальным толчком.
Проблема заключается в том, что подобные меры не могут сказаться на благополучии сектора в глобальной перспективе, так как развитие фермерского хозяйства имеет сегодня низкую инвестиционную привлекательность.
Причины низкой инвестиционной привлекательности кроются в следующем:
- Высокие завуалированные ставках государственных сборов.
- Устанавливается прямая зависимость себестоимости продукции от транспортной логистики, картельных условий реализации товара, сформированных крупными сетями.
- Низкая доля использования машин и механизмов отечественной разработки, что, неизменно, приводит к более высокой себестоимости продукции на любом этапе ее производства.
Все это позволяет говорить о том, что российские фермеры, с одной стороны, ограничены высокой себестоимостью сырья и продуктов питания, а с другой — низкой стоимостью их реализации. К примеру, цена литра молока в точках продажи составляет 50-60 рублей, в этих условиях фермер должен отдавать его на продажу по 10-15 рублей за литр, при этом он несет высокие расходы на корм и содержание скота, и такая выручка может часто не покрыть его затраты в сегодняшних реалиях, что является острой проблемой пищевой промышленности.