7 мая 2018 года президент России издал указ №204. Этот документ посвящен стратегическим задачам, относящимся к развитию страны в течение 2018–2024 года и целям, которые нации требуется достичь в течение этого периода, в том числе он затрагивает проблемы и перспективы экономического роста в России.
В соответствии с этим документом в продолжение ряда последующих лет страна должна совершить прорыв в своем развитии в экономической сфере. При этом установлены параметры, по которым предполагается определять, состоялся ли данный прорыв. В их качестве принимают наличие России в конце этого периода в пятерке стран с самым большим ВВП. Однако следует иметь в виду, что одного подобного попадания экономики страны в этот топ не будет достаточно, чтобы сделать заключение о подобном прорыве. Это подтверждается опытом различных государств. В соответствии с ним если та или иная экономика растет со скоростью, которая превышает коэффициент роста всего мирового хозяйства в целом, то этой информации недостаточно, чтобы заключить, что в данной экономике имеет место именно прорывное развитие.
Это важно! Прорыв в прямом смысле этого слова предполагает, что движение вперед идет в быстром темпе, при этом мешающие прогрессу барьеры легко одолеваются и в итоге субъект, осуществивший прорыв, переходит в совершенно новое состояние, которого ранее не было, а не просто в чуть лучшее.
Полный текст Указа президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года опубликован в открытом доступе.
Существует два условия, наличие которых дает возможность говорить о том, что определенное государство испытывает именно экономический рывок:
- скорость роста экономики больше чем двукратная по отношению к среднему показателю для стран, относящихся к группе, в которую входит и данная (либо среди развитых, либо среди развивающихся);
- такое превышение, как в предыдущем пункте, наблюдается в продолжение как минимум трех лет кряду.
Именно применяя эти два критерия, можно установить, какие государства и в какие эпохи действительно испытывали прорыв в экономике, которая росла у них взрывным образом. В частности, проблемы экономического роста в России связаны с тем, что в настоящее время неясно, будут ли соблюдены названные условия.
В категории развитых государств, начиная с 1980 года, такой рывок имел место в общей сложности в одиннадцати. В течение этих лет прорыв отмечался в Греции, Мальте, Люксембурге, Ирландии.
В категории развивающихся в течение ряда последних десятилетий имел место экономический рывок всего в 43 случаях (всего стран в данной категории 193). Среди этих успешных примеров Индия, Китай, Южная Корея, Таиланд, Экваториальная Гвинея, Мальдивы и ряд прочих.
Среди факторов, которые способствовали возникновению экономического прорыва в государствах, включенных в категории развитых, требуется назвать:
- низкий уровень налогов;
- конкурентоспособный уровень заработков у трудовой силы (иначе говоря), также невысокий;
- высокий уровень квалификации рабочей силы (это понятие включает в частности знание английского);
- эффективный сектор услуг;
- наличие экспортных отраслей, относящихся к несырьевому сектору;
- значительный показатель доверия со стороны инвесторов из-за рубежа (т.е. инвестиционная привлекательность);
- стабильная ситуация в экономике;
- отсутствие негативных факторов геополитического характера.
Также существует ряд мер, введение которых дает возможность развивающимся странам добиться рывка. Среди них:
- поэтапная либерализация хозяйства страны, производимая с вниманием в ее специфике, уменьшение влияния экономики на политику;
- рост объемов инвестиций из-за рубежа, поступающих в самые многообещающие отрасли;
- ориентация ключевых сфер хозяйства на экспорт (низкая стоимость валюты страны, умеренный уровень зарплат);
- создание механизма внутригосударственного распределения доходов между населением;
- заимствование новейших технологий;
- переобучение рабочей силы;
- увеличение доли промышленности за счет сельского хозяйства, рост технологического оснащения промышленности;
- развитие сферы услуг.
Для всех государств, которых интересовали перспективы экономического роста, был характерен упор на иностранные инвестиции.
Каким образом добьются рывка в нашей стране?
Итак, в изданном главой государства Путиным майском указе, посвященном проблемам экономического роста в России 2018, приводятся цели, которых необходимо достичь. В частности там говорится о необходимости того, чтобы Россия вошла в число пяти самых больших глобальных экономик. С этой целью требуется:
- увеличить численность рабочей силы в стране;
- повысить уровень экономической активности кадров;
- нарастить показатель инвестиций в основной капитал до четверти ВВП и улучшить их качество.
Кроме того, необходимо добиться следующего:
- улучшить климат для инвесторов, убрав законодательные барьеры;
- совершенствовать инфраструктуру, включая энергетическую и транспортную;
- создать на финансовом рынке доверительную и в то же время конкурентную среду, при этом не забывая и о ее стабильности;
- улучшить производительность труда;
- поддержка среднего и малого бизнеса;
- повысить конкурентоспособность отечественных изделий, также поддержать экспорт оказываемых российскими компаниями услуг.
Проблемы экономического роста в современной России могут быть решены, если удастся добиться целей, приведенных в этом перечне.
В частности существенная задача — повысить часть ВВП, которая направляется на инвестиции, до показателя в четверть его объема (т.е. в 25%). С этой целью отечественное правительство намеревается:
- стабилизировать российские налоги;
- добиться предсказуемости взимаемых тарифов;
- уменьшить риски уголовного преследования при осуществлении предпринимательской деятельности;
- поддержать уровень конкуренции;
- уменьшить присутствие государственной власти в экономике.
Также перспективы экономического роста в России определяются тем, удастся ли внедрить целый ряд критических технологий, в том числе относящихся к блокчейну и искусственному интеллекту, цифровизации хозяйства. Кроме того, предусмотрено проведение политики импортозамещения и развития инфраструктуры.
Осенью 2018 года был сформирован перечень проектов, обладающих социальным значением. Российский бизнес приглашается к инвестированию в эти проекты, число которых в общей сложности составляет примерно 400, а их совокупная стоимость которых достигает 11 триллионов рублей. Максимальный объем инвестиций предполагается в инфраструктуру, наряду с этим деньги будут вкладываться металлургию (прежде всего в производство алюминия) и угольную отрасль.
Также планируется развитие транспорта. В продолжение следующих шести лет развернется инфраструктурное строительство, связанное с возведением железных дорог и автомобильных трасс (включая скоростные магистрали), а также аэропортов.
В то же время стоит помнить, что наряду с инвестициями значение имеют и иные из вышеназванных факторов экономического роста. И многие из них свидетельствуют отнюдь не в пользу страны. Вряд ли в настоящее время удастся добиться невысокой налоговой нагрузки. Также страна не является привлекательной для зарубежного капитала (в России наблюдается отток капитала). В частности не имеет смысл ожидать, что в самые перспективные отрасли экономики будут вложены средства из-за рубежа. Также они вряд ли окажутся переориентированными на экспорт. Мало шансов, что в Россию поступят самые перспективные технологии. Наконец, не слишком благоприятна и геополитическая ситуация, в частности, связанная с наложенными на страну санкциями.
В результате можно высказать предположение, что с большой вероятностью такая цель как экономический рывок, параметры которого были приведены выше, Россией достигнуты не будут. И в число пяти самых крупных экономик мира страна с большой вероятностью не войдет.