Что такое Монополия

132
Что такое Монополия
Фото: syl.ru
Редакция
Команда редакторов Promdevelop

В Третьем новом международном словаре Вебстера (1981) монополия определяется следующим образом: «Право собственности или контроль, которые позволяют доминировать над средствами производства или рынком в бизнесе или занятии, обычно для контроля цен, и это достигается через исключительную юридическую привилегию (в виде государственной субсидии, устава, патента или авторского права) или посредством контроль источника поставок (как право собственности на рудник), или путем захвата определенного предмета, или товара (как при захвате рынка), или в сочетании или согласовании действий».

Из этого лексического определения ясно следует, что специальное государственное финансирование (гранты) и юридические льготы (уставы, патенты, авторские права) считаются первопричиной образования монополий.

Что касается других причин, следует сказать, что для того, чтобы иметь монополию, контроль источника поставки должен быть полным в отношении поставляемых товаров или услуг, и это обычно возможно только в том случае, если компания получает исключительные права (эксплуатации, коммерциализации) со стороны правителя государства, и если эти «права» строго соблюдаются. Это может быть сделано путем запрета или строгого ограничения доступа внешних поставок этого товара или услуги на территорию, контролируемую правителем, в противном случае основная цель монополии, то есть контроль над продажной ценой, не будет достигнута.

То же самое относится и к случаю, когда производителю удается «загнать рынок в угол», то есть получить контроль над такой большой долей товара, что он практически диктует его цену. Это может произойти только в том случае, если мы находимся в присутствии правил, введенных политической властью, ограничивающих торговлю или доступ к определенной области производства.

Фактически, в ситуации свободы предпринимательства многие торговцы или производители неизбежно появляются всякий раз, когда появляются возможности для получения прибыли; и, конечно же, большое количество из них со всего мира ухватились бы за возможность торговать в области, где можно было бы получить необычайную прибыль (даже если только на короткое время).

Что касается комбинации или согласования действий между производителями определенного товара (например, картелями), история показывает, что, как правило, это продолжается недолго из-за разнообразия интересов. Более того, если цены будут завышены, вероятным результатом будет сокращение продаж (нарушение прибылей самых слабых секторов картеля), поскольку потребители будут искать альтернативные способы удовлетворения этих потребностей.

Единственный достаточно успешный монополистический картель, который когда-либо существовал без государственной поддержки, — это алмазный картель. Но здесь мы находимся в очень особом случае, когда падение цен, позволяющее бриллиантам стать товаром для масс, не удовлетворило бы ни продавца, ни покупателя. Фактически, это убило бы не только алмазный картель, но и сам алмаз как очень драгоценный камень. И это то, чего никто не хочет в этом блестящем предмете.

Из того, что было сказано до сих пор, очевидно, что единственный способ действительно создать и поддерживать монополию — это «исключительная юридическая привилегия» во всех ее формах, то есть через доминирование политического правителя в экономической игре, беззастенчиво отдавая предпочтение некоторым людям и беспощадно препятствуя другим.

Фактически, первоначальное значение термина «монополия» (1596 г.) было: «исключительная привилегия (предоставленная сувереном или государством) на продажу какого-либо товара или торговлю с определенным местом или страной». (из Оксфордского словаря английского языка, третье издание).

И это то, что происходило в ходе истории, что будет подчеркнуто в этом эссе, цель которого — предложить краткий анализ некоторых монополистических реалий прошлого и настоящего и изучить возможные пути их преодоления в будущем.

Оценить
Поделиться