Маржа и маржинальность: разберём на примерах

234
Маржа и маржинальность: разберём на примерах
Фото: freepik.com
Ратмир Белов
Журналист-райтер

Слово маржа, а также производные от него термины «маржинальный» и «маржинальность» сегодня звучат достаточно часто. При этом даже те, кто активно использует данные слова, далеко не всегда понимают их смысл (например, путая маржу с наценкой).

Иногда разногласия возникают даже между компаниями, заключившими договор, поскольку каждая сторона трактует его по-своему. Давайте разберемся, что такое маржа, чтобы впредь употреблять данный термин без ошибок и неточностей.

Что такое маржа

Для начала уточним, что термины «наценка», «прибыль» и «маржа» близки по смыслу, но означают разные вещи. Важно различать их, чтобы не ошибаться при заключении серьезных договоров.

Маржа – это приращение цены товара на определенном этапе его движения на рынке. Она может измеряться в денежных единицах или процентах от полной стоимости. Слово «маржа» имеет иностранное происхождение – он английского слова Margin (край, запас) и французского Marge (разница).

Главное отличие от наценки заключается в том, что процентное значение маржи рассчитывается относительно полной (итоговой) стоимости товара, а наценка считается относительно исходной стоимости.

Маржинальный – определение, применимое к процессам и явлениям, связанным с маржей. К примеру, маржинальная прибыль – разница между выручкой и переменными затратами. В сфере торговли валютами и ценными бумагами применяется термин маржинальная торговля. Он подразумевает, что трейдер получает краткосрочный кредит для осуществления финансовой операции, после чего возвращает кредитору полную сумму и маржу.

Что такое Теория предельной полезности

Маржинальность – способность бизнеса приносить прибыль. То есть, маржинальность при реализации определенного проекта определяется тем, сколько прибыли он принёс на каждый вложенный рубль. Данный термин является синонимом слова «рентабельность».

Формулы для расчета маржи и пример использования

Рассчитать данные значения достаточно просто. Наценка рассчитывается по формуле:

N = 100 * (цена – себестоимость) / себестоимость

А маржа по формуле:

M = 100 * (цена – себестоимость) / цена

В торговом бизнесе под себестоимостью товара подразумевается цена его приобретения у поставщика. Проанализировав указанные формулы, можно сделать вывод, что наценка может иметь любое значение (например, 300%). Маржа же не может превысить 100% (максимальное значение, возможное при нулевой себестоимости).

Рассмотрим пример. Торговая сеть приобретает товар за 1000 рублей, а продаёт за 2000. Наценка составляет 100%, а маржа – 50%. При этом абсолютное значение для обоих показателей одинаково и составляет 1000 рублей.

Смысл терминов «маржа» и «наценка» в случае торгового бизнеса практически одинаков, но значения существенно отличаются. Это и приводит к разногласиям между партнерами. Избежать разночтений можно было бы, пользуясь только абсолютными значениями. Но при составлении договоров подобный подход непрактичен, и более удобными являются относительные значения в процентах.

Разберём что такое Кредитное плечо

При этом «психологически» для разных значений наценки показатель маржи отличается не так сильно. Так в рассмотренном выше примере при наценке 100% маржа составила 50%. Если же добавить к себестоимости товара 300% (нормальное значение для некоторых ниш), маржа составит 75%. Таким образом, важно точно понимать разницу между данными понятиями, поскольку последствия ошибки могут быть весьма существенными.

Прибыль, в отличие от маржи, учитывает все затраты, включая рекламу, логистику, складские расходы и прочее. Поэтому чистая прибыль всегда меньше расчетной маржи.

Оценить
Обсудить Содержание Поделиться