Слово маржа, а также производные от него термины «маржинальный» и «маржинальность» сегодня звучат достаточно часто. При этом даже те, кто активно использует данные слова, далеко не всегда понимают их смысл (например, путая маржу с наценкой).
Иногда разногласия возникают даже между компаниями, заключившими договор, поскольку каждая сторона трактует его по-своему. Давайте разберемся, что такое маржа, чтобы впредь употреблять данный термин без ошибок и неточностей.
Что такое маржа
Для начала уточним, что термины «наценка», «прибыль» и «маржа» близки по смыслу, но означают разные вещи. Важно различать их, чтобы не ошибаться при заключении серьезных договоров.
Главное отличие от наценки заключается в том, что процентное значение маржи рассчитывается относительно полной (итоговой) стоимости товара, а наценка считается относительно исходной стоимости.
Маржинальный – определение, применимое к процессам и явлениям, связанным с маржей. К примеру, маржинальная прибыль – разница между выручкой и переменными затратами. В сфере торговли валютами и ценными бумагами применяется термин маржинальная торговля. Он подразумевает, что трейдер получает краткосрочный кредит для осуществления финансовой операции, после чего возвращает кредитору полную сумму и маржу.
Формулы для расчета маржи и пример использования
Рассчитать данные значения достаточно просто. Наценка рассчитывается по формуле:
N = 100 * (цена – себестоимость) / себестоимость
А маржа по формуле:
M = 100 * (цена – себестоимость) / цена
В торговом бизнесе под себестоимостью товара подразумевается цена его приобретения у поставщика. Проанализировав указанные формулы, можно сделать вывод, что наценка может иметь любое значение (например, 300%). Маржа же не может превысить 100% (максимальное значение, возможное при нулевой себестоимости).
Смысл терминов «маржа» и «наценка» в случае торгового бизнеса практически одинаков, но значения существенно отличаются. Это и приводит к разногласиям между партнерами. Избежать разночтений можно было бы, пользуясь только абсолютными значениями. Но при составлении договоров подобный подход непрактичен, и более удобными являются относительные значения в процентах.
При этом «психологически» для разных значений наценки показатель маржи отличается не так сильно. Так в рассмотренном выше примере при наценке 100% маржа составила 50%. Если же добавить к себестоимости товара 300% (нормальное значение для некоторых ниш), маржа составит 75%. Таким образом, важно точно понимать разницу между данными понятиями, поскольку последствия ошибки могут быть весьма существенными.
Прибыль, в отличие от маржи, учитывает все затраты, включая рекламу, логистику, складские расходы и прочее. Поэтому чистая прибыль всегда меньше расчетной маржи.