Как промышленный дизайн стал «новым черным» для ИТ

Михаил Крапивной
Как промышленный дизайн стал «новым черным» для ИТ
Основатель конструкторского бюро Man & Technologies Lab и ведущий дизайнер КБ Михаил Крапивной

Основатель конструкторского бюро Man & Technologies Lab Михаил Крапивной и ведущий дизайнер КБ о том, что из себя сегодня представляет промышленный дизайн в проектах сферы НИОКР.

Промышленный дизайн: творчество или функционал?

Промышленный дизайн — это одна из немногих творческих сфер, где фантазия автора поставлена в жесткие рамки и ограничивается интересами целевой аудитории и производственными возможностями.

И его задачи гораздо более коммерческие: рост конкурентоспособности продукта, увеличение продаж, а главное – создание лояльной к бренду группы потребителей, которых «зацепит» дизайн. Для такого покупателя технические недостатки продукта может компенсировать его внешний вид, что и становится определяющим фактором при покупке.

Промышленный дизайн
Промышленный дизайн. Фото: susu.ru

Также следует понимать, что промышленный дизайн — это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия или компании. Здесь нет ничего, к примеру, от классического корпоративного дизайна, где во главе угла стоят все же вопросы имиджа, а не прямой коммерциализации создаваемого образа. Промдизайн максимально помогает бизнесу. Если вы услышите иное мнение, значит, говорящий либо обладает недостаточным опытом в сфере и еще носит за собой серьезный багаж иллюзий, либо попросту неверно употребляет термин.

Высшая школа экономики приводит данные исследования, проведенного британской Design Innovation Group, согласно которому 90% дизайнерских проектов оказываются прибыльными, при этом инвестиции возвращаются в среднем за 15 месяцев после старта продаж продукта. Кроме того, индекс инвестирующих в промдизайн капитализации американских корпораций растет быстрее американского фондового индекса S&P 500 на протяжении последних десяти лет.

Виды промышленного дизайна

Есть несколько направлений промышленного дизайна. Так называемый «социальный» или «ответственный» дизайн реагирует на проблемы в обществе, на его слабые места. В нем фокус внимания перемещается с моды и коммерческого успеха продукта на поведенческие аспекты и культуру населения. Выполняя этот вид работ, дизайнер держит в голове задачу улучшать условия жизни людей как группы: например, облегчить доступ к информации, помогать думать, видеть и ценить красоту и удобство. Результат — эффективный продукт или система с продуманной интеграцией в общественные структуры.

Продуктовый дизайн – более массовое направление, граничащее с маркетингом. Основная задача здесь — сформулировать и проработать ценности продукта: эмоциональную и практическую — для пользователя и финансовую — для производителя. В основе дизайна лежат подробные исследования контекста, в который будет помещен продукт — страна, время, рынок, пользователь. Результат — концепция продукта или сервиса: дополненный или улучшенный функционал, сценарии пользования, критерии внешнего вида объекта и первые эскизы.

UX/UI дизайн (user experience & user impression) — проектирование интерфейса на основе пользовательского опыта; создание интуитивно понятного, удобного, и приятного в использовании интерфейса. Это особенно актуально сейчас, когда клиент, не разобравшись в сайте магазина в первые несколько секунд, без сожаления уходит к конкуренту.

UX/UI дизайн
UX/UI дизайн. Фото: lenskii.ru

Мы рассматриваем эту услугу шире, чем проектировка и верстка веб ресурсов, считая, что интерфейс — это любой предмет интерактива пользователя с продуктом, который должен быть понятен и приятен.

Неслучайно сейчас правительства многих стран, включая США и Россию, стремятся объединять все государственные сайты и сервисы в единую дизайн-экосистему, когда от сайта к сайту меняется только контент и перечень услуг, но принципы верстки, оформление блоков, правила взаимодействия с формами заказа и обратной связи — едины и после первичного привыкания уже не требуют постоянного запоминания. Качественный UX-дизайн помогает сделать этот самый user experience постоянным капиталом пользователя, который позволит ему одинаково хорошо коммуницировать с самыми разными продуктами и системами; на то он и “опыт”, чтобы помогать не единоразово, а постоянно.

Сложный подход к простым вещам

Работа промышленного дизайнера не происходит с 9 до 18, он каждый день наблюдает и подмечает бесконечное множество деталей в поведении людей: как люди распутывают наушники, пристегивают велосипеды к парковым скамейкам, подпирают двери предметами и держат кружки за обратную сторону. Для профессионального дизайнера все это — вдохновение, идеи, а также миллион задачек и вызовов «Как я могу сделать это лучше? Удобнее? Интереснее? Как мне мотивировать людей менять свои привычки?»

развитие промышленного дизайна
Развитие промышленного дизайна. Фото: deviantart.com

Весь этот опыт наблюдений, а главное, сам этот навык и владение разными техниками primary исследований, вместе помогают нам деконструировать продукт заказчика, над которым мы начинаем работать, и выявлять в нем сильные и слабые стороны. Что человек чувствует, взаимодействуя с вашим продуктом?

Возникает ли с первого взгляда заветное желание купить? Проработаны ли тактильные ощущения — приятный материал, эргономичная форма? Довольны ли люди спектром возможностей этого продукта? А может быть, он подразумевает регулярное использование, но люди забывают это делать? Ни на один из этих вопросов вы не получите ответа сами. Потребителям ваших товаров сложно рефлексировать на тему своих ощущений от их использования, они слишком заняты. Зато все эти ответы смогут дать вам дизайнеры, а также предложить решения по улучшению.

Для примера рассмотрим простые бытовые вещи, в разработке которых задействуется промышленный дизайн:

Кейс 1. Разработка системы запирающего устройства

Всё, что представляет собой элементы системы «умный дом», должно быть максимально простым, даже запирающее устройство. Система состоит из брелока-ключа, управляющего блока внутри квартиры и самого запирающего устройства в двери. Задача разработчиков – сделать её не менее надежной, чем обычный замок, но повысить ее функционал и вписать в интерьер.

Самая первая проблема, с которой мы столкнулись — необходимость частой подзарядки брелка. Нельзя, чтобы он в какой-то момент просто разрядился, ведь обнаружив это в последний момент, человек просто не сможет попасть домой.

Решение: Заказчик и инженеры обсуждали различные способы трекинга брелков, чтобы не искать их по квартире перед выходом, отправку уведомлений на телефон о состоянии батареи и многие другие технологичные, но дорогостоящие способы решения задачи. Мы предложили обратиться к поведенческим особенностям людей и обратиться к сценарию популярных у лояльной аудитории «ключниц» — шкафчиков и систем крючков для хранения ключей рядом с дверью. Интегрировав беспроводную зарядку в управляющий блок системы, мы решили и вопрос зарядки, и вопрос хранения брелоков на своём месте.

Кейс 2: Дизайн набора для трекинга

Актуальнее всего дизайн продукта для простого потребителя, но и в b2b-сегменте это может повысить продажи, как это произошло со стартапом TAU Tracker. Компания разрабатывает продукт для взаимодействия человека с объектами виртуальной или дополненной реальности для игр, обучающих программ, презентаций и т.д. Мы делали дизайн хаба самой системы, модулей управления, перчатки для управления и катушки индуктивности.

На примере простой перчатки видно, как много деталей должен учесть дизайнер, чтобы продукт получился удобным и приятным внешне. Например, важно сделать её максимально легкой, но чтобы датчики на пальцах не проворачивались, протянутые к пальцам проводки не ощущались, а материал не сковывал движений. То же касается самих модулей.
На стадии предпродаж промышленный дизайн помог лучше презентовать проект и вызвать к нему интерес. Это особенно актуально в ИТ, где очень важно уже на этапе макетов завлечь пользователя: продуманный внешний вид системы создает благоприятное впечатление у ее заказчиков и вселяет уверенность в её качестве. А элементы, с которыми контактирует непосредственно клиент VR-парка, например, и вовсе дополняют впечатление об услуге в целом.

Проблемы промышленного дизайна в России

Взаимосвязь внешнего вида продуктов и функционала только начинает появляться в российском бизнесе. Как посчитали исследователи Высшей школы экономики, рынок услуг дизайна в России в 2016 году составил чуть более 149 млн руб. А потенциальный российский объем рынка промдизайна в 2015-2016 году представитель французской бизнес-школы INSEAD Филипп М. Паркер оценил в 189 млн долларов, что многократно превышает объем фактического рынка.

Проблемы промышленного дизайна
Проблемы промышленного дизайна. Фото: Ростех @RostecRussia, twitter.com

По данным Росстата, которые приводит бюро инженерного дизайна Formlab, объем рынка промышленного дизайна в России в 2018 году составил 352,2 млн рублей, при этом топ-10 компаний дает около 80% выручки отрасли и в основном они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.

Объяснение этому простое: в СССР конкуренции почти не было и производителям незачем было заманивать клиентов красивыми вещами для быта. Отсюда — малая заинтересованность предприятий и руководителей в развитии промдизайна на своем производстве и оторванность отечественного дизайнерского образования от реального производства и практики. Как правило, в вузах среди преподавателей очень мало практиков с реальным рыночным опытом, а осознание роли дизайна со стороны большинства профессоров остановилось на уровне экономики СССР. По данным Росстата, в 2007 году в стране было всего 27 выпускников аспирантуры в стране по специальности «Техническая эстетика и дизайн». В 2014 году их количество увеличилось до 40.

Но сейчас ситуация в корне изменилась, и мы ожидаем, что профессия промышленного дизайнера будет становиться всё более востребованной, а значит престижной. Кроме того, она может помочь новому поколению реализовать себя. Не секрет, что для тех, кто сейчас заканчивает учебу, материальный стимул уже не является единственным и определяющим при выборе профессии. Молодые люди хотят делать мир лучше и удобнее, а значит у промышленного дизайна в России большое будущее.

3
Обсудить Содержание