К чему приводит политика импортозамещения в России? Оценка программы на примере производства оборудования

— Обновлено:
К чему приводит политика импортозамещения в России? Оценка программы на примере производства оборудования
Политика импортозамещения в России
Поделиться

Импортозамещение. Звучит классно.

Отечественные производители работают лучше, конкуренция только внутренняя, а значит, можно не биться в ценовых войнах, уменьшая свою прибыль, а вкладывать ее в новые разработки и инновации. Экономика растет, появляются новые рабочие места платятся налоги …

А вот как это выглядит в одном, частно взятом секторе — оборудование для обслуживания нефтеперерабатывающих предприятий и химической промышленности.

Есть бренд А — всемирно признанный разработчик и автор многих патентов, позволяющих обслуживать оборудование быстрее и безопаснее всех аналогов. Все решения и разработки защищены международным законадательством. Оборудование дорогое, но работает десятки (без преувеличения ) лет, лучшая гарантия и самый широчайший спектр применений. Считается эталоном качества и имя бренда является именем нарицательным для всей технологии (по понятным причинам не будем упоминать названия, дабы не делать рекламу). Производится только в США. Без этого оборудования предприятия нефтехимического комплекса, горной промышленности и т.п. не могут работать, т.к. это приводит к дополнительным простоям и финансовым потерям. А это никому не нужно. Производится 3 линейки от базовой до самой продвинутый (на сегодняшний день, самой продаваемой во всем мире). Занимает порядка 60% мирового рынка подобного оборудования. В России на эту компанию работает около 100 человек, а это белые налоги, рабочие места и (см. импортозамещение в нефтедобыче).

Есть несколько европейских последователей, которые пытаются дополнять бренд А, создавая базовые линейки, продавая его в России дешевле на 10-15%. Оборудование также как А необходимо, т.к, по сути выполняет те функции. Гарантия средняя, как и качество. Средний срок службы -5 лет. Пусть это будет бренд B.

Алексей Улитенко Директор по развитию бизнеса Unex Corporation в Восточной Европе.
Спикер — Алексей Улитенко Директор по развитию бизнеса Unex Corporation в Восточной Европе.

И есть китайские и российские компании-производители оборудования — бренды С (я не случайно ставлю их в один ряд, т.к. данное оборудование несмотря на то, что оно считается сделанным в России, полностью собирается из китайских частей и фактически является его полным аналогом, в котором только изменёно название). Срок службы — 1- 2 года в лучшем случае. Линейка только базовая. Гарантии практически никакой. Цена порядка -50% от цены бренда А.

Правительство объявляет программу импортозамещения оборудования. И тут начинается самое интересное. Компании с государственным участием, которые раньше предпочитали работать оборудованием А или В, теперь вынуждены закупать бренд С, т.к. только он подходит под требования новых реалий. Бренд С в свою очередь задирает цену до уровня бренда В под предлогом повысившихся затрат (спасибо, что не бренда А, а то вообще было бы смешно, продавать Ладу по цене Мерседеса). Вроде все отлично… но давайте смотреть глубже.

Компании, купившие бренд С, через 2 -3 года снова приходят к тому, что оборудование низкокачественное и собственно пора его менять. А значит снова платить 80% (в лучшем случае) от цены бренда А. А значит как пример, они вынуждены повышать цену на бензин, например. А фактически, это наши деньги. Но предприятие вынуждено так поступить, т.к. это оборудование часть технологии и без него конечно можно, но как то не очень уютно работать на нефтехиическом заводе и понимать, что твоя безопасность зависит от бренда С… который, мягко говоря не очень.

Тогда, компания А, обращается к компании С и предлагает организовать совместную сборку оборудования в России (ну ведь логично, правда?) На что компания С отвечает отказом, точнее, информирует что в данном случае конечная цена оборудования будет на 50% дороже т.к. им нужно покрыть свои издержки, что равносильно отказу, т.к. отсутствует логика — в сем смысл покупать российское, если импортное стоит дешевле? А значит, компании, которые обязаны использовать продукты из зоны импортозамещения снова будут платить больше.

Но что мы видим сегодня. Компании, которые которые не связаны по рукам импортозамещением, и дальше приобретают и используют бренды А или В, а те, кто обязан купить российское оборудование согласно программе, но ранее приобретал бренды А или В, продолжает использовать их, тратят гигантские средства на ремонт техники, пытаясь поддержать ее в рабочем состоянии, и делают все, чтобы не покупать бренд С. Те же, кто вынужден купить у компании С, использует слова, которые мы не можем написать, поскольку, они относятся к ненормативным.

Таким образом складывается ситуация, когда лоббирование «сделано в России» не приносит желаемого результата, я бы даже сказал — откровенно вредит. И это не единичный случай, но пример достаточно яркий и показательный, позволяющий задуматься о бездумном сгребании всех под одну планку.

У программы импортозамещения есть преимущества?

Справедливости ради нужно отметить, что не во всех отраслях присутствует похожая ситуация, у импортозамещения есть свои плюсы. Производство продуктов питания и легкая промышленность однозначно получили глоток свежего воздуха, что позволило им качественно прыгнуть вверх и показать значительный прогресс подкрепленный качеством. С другой стороны, того же эффекта можно было добиться, введя заградительные пошлины или используя средства пропаганды — «покупай российское», не подвергая определенные отрасли необходимостью выбирать между качеством и безопасностью с одной стороны и патриотизмом с другой.

Импортозамещение — это инструмент государственный поддержки и имеет однозначные ярко выраженные цели. И то, как его применение выглядит в последние годы — явно не способствует их достижению, имеет все признаки однозначного лоббирование определенных производителей.