Что такое IPO

Обновлено:
50
Что такое IPO
Фото: tradernet.ru
Ратмир Белов
Журналист-райтер
Владимир Верещак
Владимир Верещак
Финансовый советник, основатель консалтинговой компании «Богатство»

Целью любой фирмы является привлечение финансов для развития своего дела. Получить кредит в банке или найти добродушного инвестора сразу после открытия практически невозможно. В таких случаях компании приходится выпускать акции, предлагаемые инвесторам. Тот, кто приобретет их, станет совладельцем стартапа.

Если стартап оказался востребованным и актуальным, то рано или поздно потребуются средства на его дальнейшее развитие. Как вариант подойдет рассмотрение заемных средств или выпуск облигаций, векселей.

Однако самым оптимальным решением будет выпуск акций на фондовую биржу. Так можно быстро получить крупные вложения.

Первичное публичное размещение (IPO) акций — это когда ранее не котирующаяся на бирже фирма продает новые или существующие ценные бумаги и впервые предлагает их публике. IPO открывает для организаций новые возможности привлечения капитала.

Это может быть хорошим шагом для частных инвесторов, чтобы получить прибыль от своих инвестиций. Первичное публичное размещение акций обычно включает эмиссионные премии для текущих частных инвесторов. В то же время позволяя публичным инвесторам участвовать в оферте. Помимо IPO, компания также может стать публичной через прямой листинг, при котором она не продает новые ценные бумаги и не привлекает капитал.

Компании выходят на биржу через процесс IPO по одной или нескольким из следующих причин:

  • Привлечение капитала – этот капитал может использоваться для финансирования, приобретений или погашения существующего долга.
  • Чтобы значительно поднять свой статус и найти новых инвесторов, партнеров и клиентов, хорошее решение для не очень раскрученных фирм.
  • Чтобы получить валюту приобретения – стоимость акций многих частных фирм непросто определить, поэтому намного легче использовать акции.
  • Чтобы обеспечить выход для существующих инвесторов.
  • Чтобы вознаградить и привлечь сотрудников.
  • Для выхода на биржу у фирмы должна быть богатая история и опубликованные отчеты за последние 2-3 года. К примеру, что касается фондовой биржи Нью-Йорка, то стоимость компании должна быть свыше $50 млн.

Предварительный этап

Это самый длительный этап, который занимается от 3-х месяцев до 3-х лет. Основные задачи:

За этот период времени фирме предстоит оценить свои основные показатели, а именно активы и корпоративное управление. Только так получится точно узнать цену и количество акций, которые нужно выпустить и, конечно же, установить будущую капитализацию фирмы.

Также необходимо провести оценку уровня информационной и финансовой доступности. Это положительно скажется на увеличении роста доверия инвесторов к бизнесу и повышения его репутации. В соответствии с требованиями биржевых торгов все эмитенты должны каждый квартал публично предоставлять финансовые отчеты.

Как только анализ будет окончен фирма сможет оценить выгодно ли будет выводить ценные бумаги на публичные торги. Совет директоров даст заключение стоит ли выходить на IPO. В случае положительного ответа, фирма должна будет подписать договор с андеррайтером. После этого начнется подготовка.

Подготовительный этап

Андеррайтер занимается подготовкой процесса вывода акций на биржу.

Андеррайтинг — это процесс, посредством которого инвестиционная банковская организация действует как брокер, чтобы помочь компании-эмитенту продать свой первоначальный пакет акций.

Эти инвестиционные банки работают с компанией-эмитентом с самого начала процесса выпуска и до конца, когда состоится листинг. Для организации-эмитента доступны различные механизмы андеррайтинга. Также должна быть выбрана фондовая биржа для размещения акций и брокеры.

Андеррайтер должен оценить известные факторы риска и установить параметры IPO, чтобы определить минимальную цену для обеспечения покрытия. Также он определяет оптимальное время для выпуска бумаг на биржу.

У андеррайтеров IPO много ролей, но самая главная роль заключается в проведении всего процесса первичного публичного предложения (IPO). В процессе IPO может быть как один андеррайтер, так и группа андеррайтеров.

Также андеррайтер занимается подготовкой инвестиционного меморандума. Он требуется для регулирующего государственного органа. Банк России в РФ занимается контролем в этой области. В Соединенных штатах этим занимается SEC.

Инвестиционный меморандум содержит данные о фирме: о руководителях и акционерах, отчеты, дивидендную политику. Также фирме предстоит подготовить объяснения необходимости привлечения денег. Если была представлена вся необходима информация, которую запросил специальный орган, то вскоре будет определена дата IPO.

Для привлечения внимания инвесторов происходит запуск рекламной кампании. В путешествиях по иностранным финансовым центрам представители фирмы ведут переговоры с возможными инвесторами и брокерами. В основным поездки проводятся в столицах крупных государств. В процессе менеджер знакомит инвесторов со всеми необходимыми отчетами и данными. Весь процесс Road Show в среднем занимает несколько недель.

Основной этап

На Road Show собирают предварительные заявки на ценные бумаги эмитента. У крупных инвесторов есть возможность приобрести их до того, как они будут размещены. Анализируя полученные заявки, андеррайтер узнает в каких количествах инвесторы готовы приобрести акции и за какую сумму. К слову, у андеррайтера есть преимущественное право приобретения акций до IPO с их перепродажей в будущем после опубликования.

Заключительный этап

Последний этап или листинг означает начало обращения ценных бумаг на бирже. После публикации они попадают на биржу, и люди могут приобретать и продавать их. Торги и дают понять эффективность IPO. Увеличение капитала и образование устойчивой репутации возможно только если стоимость акций отвечает рыночным условиям.

Кроме того, если ценные бумаги частной компании активно продаются на вторичных рынках, то она также является основным кандидатом для прямого листинга, поскольку цену ее акции легче определить. При прямом листинге частная компания становится публичной без андеррайтеров и без продажи новых ценных бумаг; она просто предлагает существующие акции, принадлежащие инвесторам и сотрудникам, и начинает торговлю на бирже.

Покупать ли акции в первое время IPO

Это очень рискованная покупка. У частных инвесторов нет никаких данных о фирме. Они не знают ее основные показатели и аудиторию. Эти данные будут доступны после выхода на биржу. Поэтому такую покупку можно сравнить с лотереей.

К тому же в подобном случае ценные бумаги нестабильны. Именно поэтому их покупку желательно осуществлять только после размещения, а точнее, как только стоимость акций станет постоянной.

Как поясняет Владимир Верещак, финансовый советник, основатель консалтинговой компании «Богатство», покупка акций на этапе их первичного предложения – затея рискованная.

Важно понимать, что, покупая акцию, вы покупаете бизнес. А у большинства компаний на данном этапе их развития нет публично доступной финансовой истории за достаточно продолжительный период времени. Оценить бизнес и предположить дальнейший ход развития событий крайне трудно. Хотя аналитики и менеджеры, которые работают на брокерские компании, предлагающие вам таково рода инвестиции, конечно, будут уверять вас в обратном. План продаж надо выполнять.

Если вы всё-таки хотите участвовать в IPO, присмотритесь к инструментам коллективного инвестирования. Например, биржевым фондам (ETF). Это и дешевле, и надёжнее.

В мире насчитывается порядка 8 таких фондов. Крупнейший из них – First Trust U.S. Equity Opportunities ETF (NYSEARCA: FPX). Фонд одновременно покупает самые ликвидные акции 100 крупнейших эмитентов на 6-й день после их первичного размещения, и продаёт их на 1000-й.

Широкая диверсификация существенно снижает риски. А комиссия за управление вместе со спредом не превышает 0,7% в год. В среднем за последние 10 лет фонд приносил инвесторам 16,5% в год в долларах США до вычета комиссий,  налогов и инфляции. Но помните о том, что доходы, полученные в прошлом, не являются гарантией получения дохода в будущем. Не забывайте про полноценное финансовое планирование и другие классы активов в портфеле.

1
Обсудить Содержание