Инвестиции в IT-сектор

157
Инвестиции в IT-сектор
Фото: alakris.ru
Валентина Тамм
Журналист и инженер

Как отмечает аналитик Айнур Дуйсенбаева, представляющая «БКС Мир инвестиций», в настоящее время на Московской бирже проводятся сделки с акциями трех компаний, относящихся к IT-сектору.

Крупнейшей IT-компанией России является «Яндекс», капитализация которого составляет 24 миллиарда долларов. На второй позиции расположился интернет-магазин Ozon, с капитализацией в 11 миллиардов долларов. Третьим по величине IT-холдингом в РФ, капитализация которого превышает отметку в 6,5 миллиардов долларов, является Mail.ru, основанный в 1998 году.

Стоит отметить, что акции технологических компаний, особенно в последние годы, показывают более быстрый рост, по сравнению с рынком в целом. Так, индекс Nasdaq 100, отслеживающий сто крупнейших технологических компаний США, за последние пять лет показал рост в 200%, тем самым обогнав S&P 500, включающий в себя крупнейшие компании, представляющие самые разные сектора рынка, практически в два раза. В феврале 2020 года фондовый рынок обвалился, причем просели и акции технологических компаний, однако позднее, вплоть до ноября, наблюдался рост, причем с опережением рынка.

Учитывая ситуацию, что в мире началась массовая вакцинация от коронавируса, что привело к усилению настроений, носящих оптимистический характер, многие начали выводить денежные средства из технологического сектора и направлять их в металлургию и нефтегазовую отрасль, а также банковский сектор. В связи с этим обстоятельством, последние полгода в IT-секторе наблюдается некоторое затишье и прекращение роста акций, в связи с чем возникает закономерный вопрос. Имеет ли смысл вкладываться в акции технологических компаний прямо сейчас, или стоит подождать?

По мнению эксперта, потенциал роста IT-сектора сохраняется, на что есть несколько причин. Темпы роста расходов на IT-технологии превосходят темпы роста ВВП, причем во всем мире, причем за счет того обстоятельства, что проникновение IT-технологий в РФ меньше, потенциал роста российского IT-рынка несколько выше, по сравнению с зарубежными аналогами. Особое значение имеет и быстрая масштабируемость технологических компаний, за счет чего они могут в течение достаточно короткого времени расширить сферу деятельности. Наконец, технологический сектор обладает некоторой защищенностью от экономического спада, прежде всего за счет того, что даже в том случае, если компании вынуждены идти на сокращение расходов, они, с целью сохранения конкурентного преимущества, продолжают инвестировать в технологии.

Что касается основных рисков, то макроэкономическую ситуацию в РФ может ухудшить введение США и ЕС очередных санкций в отношении России, что неизбежно скажется на состоянии фондового рынка. Кроме того, давление на высокотехнологичные компании наблюдается по всему миру. Так, летом 2020 года в Конгресс США, с целью дачи показаний в рамках расследования, касающегося злоупотреблением доминирующем положением на рынке, вызывались главы Facebook, Amazon, Apple, а также Alphabet, являющейся материнской компанией Google. Если обратиться непосредственно к России, до Госдума планирует рассмотрение законопроекта, касающегося ограничения иностранных инвестиций в российские компании, осуществляющие деятельность в сфере аудиовизуальных, а также интернет-услуг, до 20% от общего объема капитала компании.

Говоря о сравнении IT-компаний, можно сказать, что молодые компании обычно сравнивают по мультипликатору P/S, в то время как более зрелые уже требуют привлечения мультипликаторов EV/EBITDA и P/E. Российские IT-компании, ведущие игру в разных сегментах, просто бессмысленно сравнивать друг с другом.

Так, для компании Ozon основным мультипликатором является P/S. Учитывая то обстоятельство, что компания стремится нарастить долю рынка, которая на данный момент составляет 7% от российского рынка e-commerce, Ozon активно наращивает расходы на маркетинг и расширение логистики, тем самым неся убытки. В настоящее время уровень мультипликатора P/S у компании Ozon составляет восемь, в то время как данный показатель у Amazon и eBay не превышает четырех. Подобная разница связана с тем, что ожидаемый рост выручки компании заметно ниже, чем у конкурентов.

Компании «Яндекс», равно как и Mail.ru, следует оценивать по мультипликаторам EV/EBITDA и P/E.

«Яндекс» в течение последних десяти лет провел значительную диверсификацию бизнеса, причем если ранее основной заработок давала контекстная реклама, то теперь практически половина дохода компании приходится на иные сегменты бизнеса, такие как такси и каршеринг, а также маркетплейс «Яндекс.Маркет» и «Кинопоиск». Если сравнивать «Яндекс» с западными компаниями, то наиболее уместно будет проводить сопоставление с Google, так как достаточно большая доля выручка компании приходится на рекламу, хотя частично бизнес «Яндекса» напоминает деятельность Uber и Amazon, а также Netflix.

Компанию Mail.ru, учитывая то обстоятельство, что 40% дохода дает реклама в соцсетях, уместно будет сравнивать с Facebook. Видеоигры приносят компании примерно 30% выручки, в то время как оставшаяся часть дохода складывается от сегмента онлайн-образования и совместного проекта с AliExpress и Сбером.

По соотношению стоимости и прибыли, показатель P/E «Яндекса» составляет 60, в то время как у Google, Facebook и Mail.ru он находится на отметке 20. Если рассматривать соотношение стоимости компании с учетом долга и доналоговой прибыли, то показатель EV/EBITDA «Яндекса» приближается к 30, в то время как остальные три компании находятся на отметке 15.

Если говорить о потенциале российских IT-компаний, то аналитики прогнозируют увеличение выручки «Яндекса» на 50%, учитывая рост рынка рекламы и такси, а также наличие у компании целого ряда сегментов бизнеса, обладающих неплохим потенциалом. Акции «Яндекса», по мнению аналитика Айнур Дуйсенбаевой, обязательно должны входить в долгосрочный инвестиционный портфель.

Основным риском для Mail.ru является рост конкуренции в социальных сетях, в связи с чем постепенно снижается число пользователей «Одноклассников» и «ВКонтакте», входящих в состав холдинга. Однако интерес инвесторов к акциям компании, по мнению эксперта, может подстегнуть размещение на рынке акций таких сегментов бизнеса, как видеоигры и онлайн-образование.

Потенциал роста есть и у компании Ozon, учитывая невысокий уровень проникновения e-commerce в России, составляющий лишь 8% от общего объема розничных продаж, в то время как в США и Китае данный показатель составляет 15% и 27% соответственно.

Оценить
Обсудить