Как проходит импортозамещение в машиностроении на примере АО «Коминвест-АКМТ»

Обновлено:
Время чтения: 7 мин
Как проходит импортозамещение в машиностроении на примере АО «Коминвест-АКМТ»
Импортозамещение в машиностроении
Поделиться

С 2014 года российские власти объявили курс на последовательное замещение импортной продукции российскими аналогами в самых разных отраслях производства.

Программа импортозамещения призвана обеспечить экономическую независимость, безопасность нашей страны и развитие собственного промышленного потенциала.

Как отметил президент Российской Федерации Владимир Путин в своем послании Совету Федерации в декабре 2014 года, ключевой задачей программы импортозамещения является снятие «критической зависимости» нашей страны от зарубежной продукции. Особое внимание уделяется развитию отечественного машиностроения: например, для автомобильной промышленности была разработана Стратегия развития на период до 2025 года.

Инструментом для достижения целей импортозамещения и поддержки отечественных промышленных производителей является принятие Правительством РФ Постановления №656, которое прямо запрещает закупать для государственных и муниципальных нужд специальную технику иностранного производства. Его дополняет Постановление Правительства №719, устанавливающее чёткие критерии по отнесению техники к произведенной на территории Российской Федерации или стран Таможенного союза.

Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Российские производители, поставляющие технику для государственных нужд, с энтузиазмом восприняли эти меры поддержки, начали активно разрабатывать и воплощать в жизнь собственные модели, которые не уступают, а по многим характеристикам превосходят импортные образцы.

Импортозамещение в АО «Коминвест-АКМТ»

Одной из таких компаний является АО «Коминвест-АКМТ» — производитель и поставщик техники для уборки, обслуживания и ремонта дорог, а также другой специальной техники. Генеральный директор компании Александр Халецкий считает, что программа импортозамещения стала огромным подспорьем для российских промышленных предприятий, только набирающих обороты, восстанавливающих мощности после 80-х и 90-х годов: «Когда в 2014 году были приняты 656 и 719 Постановления Правительства, отраслевое сообщество получило сигнал, что нужно взять курс на импортозамещение. Многие национальные производители, в том числе и наша компания, сразу же стали активнее работать в этом направлении, разрабатывая и производя собственные продукты. Тем более, работу в области локализации производства мы начали задолго до этого».

Генеральный директор ЗАО «Коминвест-АКМТ» Александр Халецкий

История роста компании АО «Коминвест-АКМТ»

С момента своего основания в начале 90-х компания прошла путь от простого дилерства к крупноузловой сборке в 2000-х и до полной локализации производства в 2010-х. «После экономического кризиса конца нулевых мы задумались о том, что от формата дилерства иностранной техники мы должны переходить к локализации производства, — продолжает г-н Халецкий. – Тогда из-за экономических проблем многие заказчики обратили внимание на технику российского производства, но по своим качествам на тот момент она существенно уступала зарубежным образцам. Качественной, современной, отвечающей всем требованиям эксплуатанта и при этом недорогой российской техники попросту не было, и мы решили занять эту нишу. Именно поэтому в 2012 году наша компания вошла в состав акционеров Тосненского механического завода в Ленинградской области. На тот момент это был классический завод коммунального машиностроения постройки 80-х годов. Ему были присущи все «детские болезни» нашей промышленности после 80-90 годов. Не было современных станков с ЧПУ, не было автоматизации производства, не было культуры управления данными об изделии.

Элементарно отсутствовала электронная систематизация технической документации, а конструктора работали на бумаге, не используя современные CAD-среды. Когда была совершена сделка по приобретению, оснащение производства было в не очень пригодном состоянии и перед нами стоял выбор из двух путей – либо создавать своё, применяя зарекомендовавшие себя иностранные технологии, дополняя своими разработками, либо получение лицензии на право производства от ведущих европейских производителей. Понятно, что получение лицензии – это сравнительно лёгкий путь.

Когда наши партнёры – датчане, компания Epoke, посетили завод Томез, нам сразу же выдвинули определённые условия – они готовы подписать лицензионное соглашение на производство их оборудования, но гарантию на оборудование и использование бренда мы сможем использовать только тогда, когда будем производить на таком же уровне и такого же качества, как они производят у себя в Дании.

Мы просчитали экономическую эффективность проекта, на тот момент был стабильный и понятный рынок, поэтому мы решили привлечь инвестиции для модернизации завода. В рамках инвестиционного кредита мы закупили новейшее оборудование – обрабатывающие комплексы, листогиб с 6-метровой ЧПУ, плазменная резка с автоматической подачей, построили огромную покрасочную камеру площадью 3000 м2 по датской технологии, привели в порядок все инженерные системы, отладили логистику и многое другое. Фактически, спустя 3 года, когда датчане вновь посетили завод, они увидели предприятие на одно поколение опережающее их, по той простой причине, что в Европе цикл обновления станочного оснащения 10-15 лет».

Программа модернизации производства обошлась компании более чем в 600 млн рублей, что, по словам Александра Халецкого, на тот момент было в три раза больше стоимости самого завода.

Лицензирование технологий не означает организацию сборочной линии. Напротив, распределители реагентов, получившие в российской локализации название «Эпока», с нуля производятся в России: завод получает стальной прокат, самостоятельно осуществляет резку, сварку, гибку металла, набивает щетки, осуществляет производство и подключение гидравлики и рукавов высоко давления.

Постепенно осваивая лицензированные технологии, АО «Коминвест-АКМТ» пришло к собственному инжинирингу коммунальной и дорожной техники. В настоящий момент предприятие располагает одним из самых крупных конструкторских бюро в отрасли – в компании работают более 50 конструкторов, разрабатывающих и улучшающих как машины целиком, так и навесное оборудование.

Накопленная за 6 лет широкая экспертиза позволила самостоятельно разрабатывать и модернизировать дорожную технику. В этом году АО «Коминвест-АКМТ» готовится представить второе поколение распределителя твердых противогололедных реагентов УРСУС. Распределитель выполнен из нержавеющей стали – она очень популярна в России ввиду постоянной работы с агрессивными реагентами. Машина оснащена автоматической системой распределения твердых реагентов с точной дозировкой и опцией измельчения материала, а также возможностью ассиметричного распределения. Надстройка «Урсус» позволяет настраивать ширину распространения реагента, например, пескосоляной смеси, в диапазоне от 6 до 12 метров, а «умная» система управления отключает распределение, когда автомобиль останавливается, например на светофоре.

Приобретение активов финского производителя АБЗ Amomatic Oy и ценного опыта

Другой эффективный способ трансфера технологий – вхождение компании в активы иностранного предприятия. В 2013 году «Коминвест-АКМТ» стало обладателем 75 % акций финского производителя асфальтобетонных заводов (АБЗ) Amomatic Oy. В результате этой сделке компания получила не только активы стабильной европейской компании, но и уникальные компетенции одного из ведущих производителей асфальтобетонных заводов в Европе.

«После пяти лет владения заводом Amomatic, реализуя его продукцию на территории нашей страны, мы смогли получить бесценный опыт и инженерно-технические наработки наших финских коллег. Это позволило нам «импортозаместить» и этот вид продукции. Наше конструкторское бюро разработало мобильный асфальтобетонный завод МАБУ-80, опытные образцы уже находятся в производстве на ТоМеЗе. В ходе разработки мы внесли коррективы, отвечающие запросам российских заказчиков: производительность установки была уменьшена до 80 тонн в час, в то время как мощность самого маленького финского АБЗ составляет 100 тонн в час. Нашим потребителям далеко не всегда необходима такая высокая мощность», — поделился А. Халецкий.

Проведение НИОКР

Проект МАБУ-80 «Коминвест-АКМТ» реализуется в рамках НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) Министерства промышленности и торговли РФ. Это еще один инструмент поддержки национального производителя: Минпромторг субсидирует часть затрат на разработку и производства промышленных образцов по приоритетным направлениям промышленности.

Как распределяются расходы на поддержку промышленности? Ответ Минпромторга

В программе субсидирования НИОКР Минпромторга участвуют и другие разработки компании. В конце 2017 года «Коминвест-АКМТ» представило перспективный мусоровоз на дизель-электрическом шасси, разработанный совместно с ПАО «КАМАЗ». «Участие в таких проектах – это признание опыта нашей компании, компетенций конструкторского бюро, признание того, что наши технологии подтвердили свою жизнеспособность в реальных условиях эксплуатации. Это закономерный итог того пути, который мы прошли как производитель», — резюмирует г-н Халецкий.

Несмотря на все трудности реализации, программа импортозамещения в промышленности нашей страны сделала ощутимый шаг вперед. В 2018 году российские машиностроительные предприятия выпускают технику, отвечающую всем мировым стандартам. И хотя впереди еще много работы, коммунальная уборочная машина, произведенная на Тосненском механическом заводе является на 100% российской.

Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Редакторский коллектив
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Уведомления о комментариях  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться

Выбор редакции

В чем разница между выручкой и доходами — поясняет эксперт по финансовому аудиту
Время чтения: 5 мин
4.6
(7)
Анна Тетерлева
Кандидат экономических наук, Эксперт по финансовому аудиту