Чарджбэк на страже ваших финансов

Обновлено:
478
Чарджбэк на страже ваших финансов
Фото: iata.org
Ратмир Белов
Журналист-райтер
Александра Базак
Александра Базак
Независимый финансовый советник

Учитывая то обстоятельство, что на смену наличным все чаще приходят платежи с использованием банковской карты, процедура чарджбэка получает активное распространение, в связи с чем следует получить четкое представление о том, что-же именно представляет собой подобный процесс.

Что такое чарджбэк

Чарджбэк – это процедура оспаривания банковской структурой операции по карте, проведенной ее держателем в торговой точке, либо интернет-магазине.

В качестве инициатора процесса, в подавляющем большинстве случаев, выступает держатель карты, однако активность может проявить и банк, особенно в том случае, если операция была проведена с использованием несуществующей карты. В том случае, если держатель карты посчитает финансовую операцию недействительной, или предполагает мошенничество, то он может обратиться в банк-эмитент, приложив все необходимые документы, подтверждающие данный процесс.

Если расследование, проведенное банковской организацией, покажет, что клиент был прав, то опротестованная сумма совершенного платежа будет списана с торговой точки и возвращена держателю карты. Таким образом, чарджбэк осуществляется непосредственно с торговой точки.

Инициация процесса возможна по целому ряду причин. Так, чарджбэк возможен, если продавец не осуществил рефанд, денежные средства были списаны с карты несколько раз, сумма операции отличается от суммы покупки, либо дата и время проведения операции носят неверный характер. Кроме того, чарджбэк возможет при отличии подписи на карте и в счете, а также списании денег за покупку, которую держатель карты не совершал, либо не получил соответствующий товар или услугу вовремя.

Вернуть денежные средства можно и в том случае, если покупатель в итоге оказался неудовлетворен уровнем сервиса или самим продуктом, когда услуги были оказаны не в полном объеме, либо товар отличается от обещанного продавцом. На чарджбэк можно рассчитывать и тогда, когда продавец отказывается принимать товар обратно, либо клиент, получивший товар, произвел оплату иным способом.

Как оформить чарджбэк в банке

Стоит отметить, что чарджбэк можно оформить только в особых случаях, комментирует Александра Базак: мошеннические действия со стороны интернет-магазинов, технические ошибки при переводе денег и т.д. Поэтому, для проведения данной процедуры у клиента должны быть убедительные доказательства незаконности выполненных операций по переводам. Иначе претензии не будут удовлетворены.

Главное здесь условие одно – соблюсти сроки обращения.

Человеку необходимо обратиться в отделение банка, выдавшее ему карту. Там пишется заявление в свободной форме на возврат средств-чарджбэк с обязательным указанием причины. В заявлении указывается возникшая проблема, контактные данные, номер карты и основания для предъявленной жалобы. Иногда к заявлению прикрепляются документы, удостоверяющие личность и доказательства мошеннических действий или некачественной услуги, товара: переписка с продавцом или фото. Последнее оказывает важную роль на положительное решение банка.

Пояснения экспертов банка Хоум Кредит: При проведении претензионной работы по оспариванию операций банки руководствуются правилами и регламентами, установленными платежными системами. Возможность использовать процедуру опротестования операции по карте в рамках правил международных платежных систем существует только в случае наличия явных оснований для этого. Если таких оснований нет, банки имеют право не применять данную процедуру. В любом случае до обращения в банк имеет смысл попытаться урегулировать спорную ситуацию с продавцом товара или услуги. Клиент банка право оформить обращение на рекламацию операции, совершенной с использованием карты (или реквизитов карты, в случае совершения операция в интернете), в течение тридцати календарных дней с момента формирования информации о проведенных по счету операциях. К заявлению необходимо приложить все имеющиеся документы, позволяющие наиболее полно понять суть сложившейся ситуации (чеки, скриншоты, переписки и т.д.).

2
Обсудить Содержание