Абстракционизм — непонятное искусство? Объясняем…

55
Абстракционизм — непонятное искусство? Объясняем…
Фото: culture.ru
Ратмир Белов
Журналист-райтер

Видов абстрактного искусства настолько много, и оно так разнообразно, ведь в нём практически любое изменение формы порождает целый новый стиль. Как во всём этом разобраться человеку далёкому от искусства – и самое главное – понять, зачем абстракция была придумана и для чего она существует?

Почему появилось абстрактное искусство?

Вообще стоит отметить, что абстракция – не совсем изобретение нашего времени. Искусство каменного века полно абстракций (таинственные круги, квадраты, треугольники, об истинном предназначении которых мы можем только гадать). Сами по себе абстрактные фигуры и понятие о фигурах – открытие того времени. История знает культуры, в которых абстракция была единственным легальным способом выражения художественных идей (арабы, евреи). Абстракция всегда соседствовала с реалистичными и стилизованными изображениями в орнаментах.

Но зачем было придумывать искусство, сплошь состоящее из фигур и пятен? Ответ очень прост. Как заметил один знаток искусства, в эпоху реалистичной, академичной живописи правила, жизненность были высшим критерием изображения. Даже сюжет и идеи в позднем академизме были совершенно безразличны художникам. Главное – техника исполнения. Первые фотографии появились в девятнадцатом веке. И тут… Люди поняли, что любая фотографирующая машинка может передавать детали намного лучше, чем Делакруа или Энгр! Поэтому художники пошли по пути создания эффектов, которые не могла воспроизвести фотоплёнка (в особенности при отсутствии компьютеров.) Так появился авангард.

Желания изображать реальную жизнь у художников было всё меньше, ведь не надо забывать, какая это была эпоха. Две мировые войны и тоталитарные режимы сделали из прежде идиллического мира ужасное зрелище. Ну кто будет изображать ромашки и мхи, сидя в окопах? Как следствие – полный уход от реальности в мир чистых человеческих эмоций. Именно их (эмоции) и изображают абстракционисты.

Чуткий человек с определённым складом ума может понять, например, что поздние полотна Родко должны внушать зрителю чувство глубокой печали, а более ранние – могут выражать и радость. Ведь цвета и формы сами по себе воспринимаются психикой человека. Ну кто из нас не чувствовал тревогу, глядя на кроваво красный закат, или не чувствовал умиротворение, глядя на бирюзовое море и ясное небо на далёких островах? Цвета и формы обладают подсознательной силой внушения.

История абстрактного искусства

Абстракцию придумывали одновременно самые разные мастера живописи и скульптуры. Самым первым долгое время считалось одно из полотен Кандинского (сегодня данная точка зрения уже опровергнута). Кандинский прошёл в своём развитии путь от практически обязательной «крепкой» школы импрессионизма с элементами пуантилизма до первого художника, рисующего аморфные фигуры. Его раннее творчество отличается особой «дикостью» эмоций, краски просто наложены на холст.

Микеланджело: малоизвестные факты о жизни великого мастера
Микеланджело: малоизвестные факты о жизни великого мастера
80

В позднем творчестве появляются некие не геометрические, но всё же, формы. Он интересуется формообразованием в природе и создаёт абстрактные силуэты «животных», напоминающих беспозвоночных. Но особая его любовь – Усть — Куломские прялки, древняя русская роспись, которую он видел в путешествии в Вологодчину и на Север, которое и вдохновило его бросить карьеру чиновника и отдаться искусству.

Геометрическая абстракция восходит к упрощению системы Пикассо. Он рисовал кубистические формы, раздробляющие предметы на геометрические кристаллы. Позднее реальность была уже не нужна. Ещё в дореволюционной России ярко проявило себя творчество геометрических абстракционистов Малевича, Эль Лисицкого, создававших композиции из геометрических фигур. В то же самое время Ларионов и Гончарова разрабатывают метод рисования абстрактных и полуабстрактных форм из лучей, а Робер Делоне с его русской женой Соней создают систему передачи света, похожую на калейдоскоп из концентрических кругов.

Своим путём шла геометрическая абстракция в Голландии после Первой мировой. Пит Мондриан создал способ разделения поверхности на бесцветные и залитые основными цветами (синим, жёлтым и красным) прямоугольники, а его бывший товарищ, а позднее соперник Ван Дусбург развернул эту решётку по диагонали. Неопластицизм Мондриана, лучизм Ларионова, супрематизм Малевича, абстракции Кандинского и были первым абстракционизмом, рано возникшим, но долгое время не признанным.

Ван Гог: биография представителя экспрессивной живописи
Ван Гог: биография представителя экспрессивной живописи
160

Лишь в последнее десятилетие перед Второй Мировой происходит настоящий расцвет абстракции. Показательно, что в СССР уже во времена НЭПа авангардиста Шагала считали давно устаревшим. Искусство развивалось очень быстро, постоянно требуя новых форм. Это искусство нашло своё выражение в дизайне трибун для вождей Революции, в мондриановских кафе и жилых домах, в эстетике Баухауза и в архитектуре Мельникова.

Искусство после Второй мировой войны

После Победы, художники, ещё недавно страдавшие от немецкой оккупации, уничтожившей европейский авангард, и особенно художники в самой Германии долго не могли прийти в себя. Впервые за всю мировую историю эстафету мирового искусства приняла Америка. Художник Джексон Поллок в США очень интересным способом связал искусство сюрреализма, экспрессионизма и абстракции, создав абстрактный экспрессионизм, в котором художник должен импровизировать, выливая на холст краску в соответствии со своим подсознанием (мысль, взятая у философа и психиатра Фрейда).

Вскоре абстракция расцвела пышным цветом по обе стороны океана. В 1950 – 1960 – е продолжаются интересные эксперименты с абстракцией. Кто – то, как Фрэнк Стелла, применяет жёсткие линии, локальные гладкие цвета и фигурный холст. Кто – то, как Ротко, специализируется на чистых ощущениях, разделяя холст на фактурные и простые по форме неровные прямоугольники, а кто — то уходит в монохром, создавая картины на основе единственного цвета. В творчестве послевоенных абстракционистов со временем появляется тенденция придавать холсту третье измерение (например, холст надрезали и прорывали).

Антон Павлович Чехов — писатель с образованием врача
Антон Павлович Чехов — писатель с образованием врача
70

В ответ на полную иррациональность Поллока появляется минимализм, то есть стиль, в котором присутствуют нетипчиные для других абстракций конструкции из металла, неоновых ламп, а также бытовые предметы. В разгар Холодной войны поколение Энди Уорхолла уже устаёт от навязчивого умствования абстракционистов и создаёт предельно простой и достаточно реалистичный стиль поп–арт.

Для того, чтобы понять его, уже не надо было быть философом или знатоком. Он был построен на вещах, доступных каждому (фаст–фуд, реклама, кино, знаменитости). Ажиотаж вокруг чистой абстракции спадает. Позднее абстракция приобретает новые формы, напоминающие современную абстрактную компьютерную графику (оп –арт, родоначальник стиля Вазарелли). Сегодня абстракция существует в разных формах, встраиваясь в искусство постмодернизма и следующего за ним метамодернизма.

Искусство абстракции действительно воспринимают очень немногие, а судить о его качестве могут лишь единицы. Но оно, как и все прочие стили и направления, родилось не случайно, а в диалоге со своим временем, которое в случае с абстракцией, было безумным, очень сильно страдающим, и при этом новаторским.

Оценить
Обсудить Содержание