Чем требования IMO 2020 грозят сектору морских грузоперевозок и нефтяникам?

Транспорт Автор: Эксперты Coface 2 октября 2019 0
Чем требования IMO 2020 грозят сектору морских грузоперевозок и нефтяникам?

С 1 января 2020 года в силу вступает новая норма Международной морской организации (IMO), предполагающая снижение допустимого процента содержания серы в составе нефтетоплива, используемого морским транспортом, с 3,5% до 0,5%. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, оценили, чем нововведение может обернуться для российских морских перевозчиков и нефтяников.

По оценкам экологов, на морской транспорт приходится от 5% до 10% от совокупного объема выбросов серы, попадающих в атмосферу в результате человеческой деятельности. Оксиды серы не входят в перечень так называемых «парниковых газов», однако тоже представляют опасность для окружающей среды и человеческого здоровья – в частности, диоксид серы, например, может вызывать у людей респираторные заболевания, а также становиться причиной выпадения кислотных осадков, наносящих вред флоре и фауне.

В заявлении IMO говорится, что новая норма, получившая название «IMO 2020», «позволит добиться существенного уменьшения объема атмосферных выбросов оксида серы, образующихся при сжигании судового топлива, что, в свою очередь, снизит негативное влияние транспортных судов на здоровье людей и окружающую среду». К конвенции MARPOL, предусматривающей в том числе и введение нормы IMO 2020, присоединились уже 152 страны, в число которых США, Китай, Канада и государства Евросоюза.

Попытки ограничить объемы потенциально опасных атмосферных выбросов, связанных с грузоперевозками, предпринимались и раньше – например, в 2018 году Европарламент одобрил регламент, в рамках которого поставлена цель снизить выбросы CO2, производимые грузовыми автомобилями, на 25% к 2025 году и на 30% к 2030-му. Международная ассоциация воздушного транспорта поставила перед авиаперевозчиками цель уменьшить объем выбросов двуокиси углерода, связанных с воздушными перевозками, в два раза к 2050 году (по сравнению с 2005-м).

Риски для грузоперевозчиков и экспортеров нефти

У производителей будет несколько способов снизить объемы выбросов серных соединений до предписанного уровня. Первый из них, наиболее очевидный – отказаться от использования топлива с содержанием серы выше 0,5% от массы.

Второй способ потребует существенно более значительных вложений от перевозчиков. Он заключается в установке особых очистных фильтров, которые будут снижать объемы серы в выбросах до допустимого уровня. Однако на то, чтобы установить фильтры, требуется от 6 до 9 месяцев, и работы по их установке осуществляются лишь в относительно небольшом числе портов. Так, по текущему прогнозу IMO, к 2020 году фильтры будут установлены только примерно на 1 200 грузовых судах из более чем 60 000.

Наконец, третий вариант, доступный перевозчикам – переключиться с нефтетоплива на природный газ. Впрочем, этот вариант также не лишен недостатков, так как, во-первых, для перевода судна на газ необходимо существенно модифицировать его топливную систему, а во-вторых, заправка газом доступна лишь в небольшом числе портов мира.

Таким образом, наиболее рациональным выглядит первый вариант – переход на нефтетопливо с пониженным содержанием серы. Такое топливо стоит дороже, чем обычное, но издержки, связанные с его покупкой, несопоставимы по размеру с вложениями, которые потребовались бы для установки фильтров или модификации топливных систем грузовых судов.

Из-за увеличения затрат на закупку качественного нефтетоплива рентабельность морских грузоперевозок, и без того невысокая из-за высокой насыщенности рынка, может упасть еще сильнее. Кроме того, предприятия, которые не успеют подготовиться к вступлению нормы в силу до истечения установленного периода, рискуют получить серьезные штрафы. Таким образом, норма IMO 2020 невыгодна морским грузоперевозчикам и еще сильнее осложнит обстановку в секторе, страдающем от общего охлаждения мировой экономики и обострения торговых конфликтов.

Ранее аналитики IHS Markit сообщали, что российские нефтяники могут понести существенные убытки в связи с введением нормы IMO 2020. Проблема состоит в том, что большая часть нефтяного топлива, экспортируемого российскими производителями, содержит больше серы, чем допускает IMO 2020, поэтому спрос на нее со стороны морских перевозчиков может с 2020 года резко упасть. По оценке аналитиков Wood & Co Financial Services, в 2020 году убытки российских поставщиков нефти, связанные с переходом морских перевозчиков на очищенное нефтетопливо, могут достигнуть 3,5 миллиардов долларов.