Руслан Сулимович Байсаров: биография российского бизнесмена

Обновлено:
Время чтения: 7 мин
Руслан Сулимович Байсаров: биография российского бизнесмена
Руслан Байсаров
Поделиться

Руслан Сулимович Байсаров успешно совмещает руководящие посты в двух крупных структурах.

Он – председатель советов директоров Тувинской энергетической промышленной корпорации и инфраструктурно-строительного холдинга ГК СК Мост, основные усилия которых сегодня направлены на претворение в жизнь стратегических проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Про таких, как Руслан Байсаров, говорят: он человек, сделавший себя сам. «Self-made man» не имел богатых и влиятельных родителей, зато страстно хотел учиться, а в жизни крепко стоять на ногах. Незаурядные личные качества и твердый характер помогли ему добиться впечатляющих результатов в нефтяной, энергетической и строительной отраслях.

В 48 лет успешно реализовавший себя предприниматель попал в Forbes. С тех пор топ-менеджер — постоянный участник «золотого рейтинга» с активами на 900 миллионов долларов. Значительную долю капитала Байсаров заработал на покупке (2008 г.) и последующей продаже (2010 г.) части активов «Sibir Energy». Цена сделки для покупателя — «Газпромнефти» — составила 740 миллионов долларов.

Руслан Байсаров
На фото: Руслан Байсаров (по центру)

Детство и учеба

Родился Руслан 9 августа 1968 года в небольшом селе Пригородное недалеко от Грозного. Многодетная семья жила скромно, но дружно, детей Байсаровы воспитывали в строгости — прививали им уважение к старшим, ответственность за поступки и трудолюбие. Будущий миллионер не раз признавался, что уже в детстве старался заработать деньги, чтобы поддержать семью.

Алексей Кудрин: биография финансиста
Алексей Кудрин: биография финансиста
Время чтения: 4 мин

Врожденная предпринимательская жилка дала о себе знать и в студенчестве. После школы поступив в Московский инженерно-строительный институт, Руслан Байсаров успевал не только сдавать сессии, но и зарабатывать, продавая компьютеры. Потом предприимчивого студента призвали в ряды Вооруженных сил, а через два года срочной службы он перевелся в Нефтяной институт в Грозном и успешно его закончил.

В образовательном багаже бизнесмена есть диплом магистра социологии (МГУ — 2001 г.), а также он защитил кандидатскую (МИСиС – 2018 г.).

Руслан Байсаров
На фото: председатель совета директоров АО «ТЭПК» Руслан Байсаров

Начало карьеры и бизнеса

После вуза дипломированный инженер-экономист на несколько лет ушел в нефтяной бизнес. После того, как он создал собственную компанию с пафосным названием «Инфант» (1999 г.), предприимчивого коммерсанта с явными организаторскими способностями заметили, и в следующие десять лет он входил в руководящий состав крупнейших в столичном регионе компаний, занимающихся производством и продажей нефти и газа.

Исследование рынка энергоресурсов изнутри не прошло даром. В 2011 г. в жизни российского бизнесмена чеченского происхождения начинается новый этап. Он основал Акционерное общество «ТЭПК» специально под проект освоения Элегеста, и теперь возглавляемая бизнесменом корпорация со штаб-квартирой в Кызыле (Республика Тыва) начала реализовывать на востоке страны, а также регионах Крайнего Севера, ряд важных для развития страны инвестпроектов.

Руслан Байсаров
На фото: Российский бизнесмен Руслан Байсаров

Сферой промышленной энергетики удачливый бизнесмен не ограничился. В 2015 г. он купил блокирующий пакет акций, сформированной еще в советское время строительной группы компании Мост, в 2016 г. увеличил свою долю в этой Группе до 56% и встал у ее руля. С этого момента огромное предприятие, и прежде занимавшее серьезную нишу в стройиндустрии, еще активнее интегрирует свои мощные технологии в модернизацию и строительство значимых хозяйственных объектов страны, в том числе федерального значения.

Инфраструктурные проекты Руслана Байсарова

Один из амбициозных проектов, в который принадлежащая Руслану Байсарову ТЭПК вкладывает серьезные инвестиции — строительство железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино. Пассажирско-промышленному объекту по масштабам нет аналогов в современной истории страны. И не только потому, что построенная «с нуля» трасса, соединит Республику Тыва с Красноярским краем, а затем логически впишется в уже существующую железнодорожную сеть страны. Новая магистраль расширит существующие возможности Транссиба и потребует соответствующего обслуживания, а значит, появятся предприятия малого бизнеса и новые рабочие места (более 15 тысяч), что автоматически подтолкнет к развитию социально-экономическую сферу сразу нескольких регионов.

Вагит Алекперов — биография, деятельность в компаниях ЛУКОЙЛ, СургутНефтеГаз
Вагит Алекперов — биография, деятельность в компаниях ЛУКОЙЛ, СургутНефтеГаз
Время чтения: 3 мин

В мае 2018 г. ТЭПК и Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионный договор о создании и использовании объектов железнодорожной инфраструктуры первой железной дороги в Туве. Учитывая непростой местный рельеф и сложные геологические условия, генподрядчиком строительства ветки выступит компания РЖД с ее богатейшим опытом.

Руслан Сулимович Байсаров при подписании договора с РЖД
На фото: Руслан Сулимович Байсаров при подписании договора с РЖД

В 2024 г., когда будут сданы в эксплуатацию 412 километров железнодорожной линии с 127 мостами и десятками противолавинных галерей и тоннелей, по ней можно будет перевозить ежегодно более 15 миллионов тонн грузов. Речь, прежде всего, идет о транспортировке высококачественного угля, который ТЭПК будет добывать на крупнейшем в стране Элегестском угольном месторождении (запасы — 855 миллионов тонн). В страны Азиатско-Тихоокеанского региона тувинский уголь с горно-обогатительного комплекса у поселка Усть-Элегест будет отгружаться из портового терминала в районе мыса Бурный в Хабаровском крае. Его возведением также занимается АО «ТЭПК».

Руслан Байсаров с Шейхом Мохаммадом Бен Заедом Аль Нахайаном
На фото: Руслан Байсаров с Шейхом Мохаммадом Бен Заедом Аль Нахайаном

«Угольно-железнодорожную» историю, хоть и признанную перспективной, доход от которой обязательно поднимет позицию бизнесмена в списке «Форбс», расценивать все же стоит, как задел на будущее. А вот инфраструктурные проекты ГК СК Мост — реализованные и готовящиеся к сдаче – уже свидетельствуют о Байсарове как о крепком промышленнике и предпринимателе. В строительно-индустриальном портфолио его компаний уже значатся:

  • вантовый мост на остров Русский (г. Владивосток), входящий в десятку достопримечательностей России;
  • морской арктический порт Сабетта (п-в Ямал), обеспечивающий круглогодичную перевалку судов по Севморпути и транспортировку углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • отдельно хочется отметить, что строители деликатно отнеслись к окружающей среде – привлекли экспертов, пристально контролирующих соблюдение природоохранного законодательства;
  • магистраль с тоннелем Адлер — Красная Поляна и других объектов комплексного функционирования Зимней Олимпиады-2014 (г. Сочи);
  • первый в Москве двухпутный тоннель для Некрасовской линии метрополитена;
  • мосты через реки, десятки транспортных развязок, путепроводов в разных городах страны, горных тоннелей и тоннелей для веток метро.
Руслан Байсаров с другом Фёдором Бондарчуком
На фото: Руслан Байсаров с другом Фёдором Бондарчуком

На подходе еще ряд грандиозных объектов, выполненных подразделениями ГК СК Мост. Вот некоторые из наиболее крупных:

  • в рамках модернизации БАМа и Транссиба — Новый Байкальский тоннель (6,5 км); с началом эксплуатации гигантской бетонной трубы, проложенной в горной породе, пропускная способность двух главных железнодорожных артерий страны увеличится в разы;
  • два стратегических «моста дружбы» через Амур — автодорожный и железнодорожный, которые соединят Россию с Китаем и, по словам Байсарова, «дадут импульс развитию экономики Дальнего Востока»;
  • масштабный проект по «перешивке» железной дороги Сахалина с колеи 1067 миллиметров на общесетевую колею шириной 1520 миллиметров; такая реконструкция повысит объемы перевозимых грузов до восьми миллионов тонн ежегодно.
Руслан Сулимович Байсаров с Джеком Ма
На фото: предприниматель Руслан Сулимович Байсаров с Джеком Ма

Благотворительность

Байсаров Руслан больше известен, как обладатель многомиллионного состояния, но как о благотворителе, о нем мало что слышали, хотя бизнесмен часто откликался на просьбы о помощи. Просто он предпочитает не распространяться об этом. Пожалуй, единственный раз, когда информация о его благом деле все же просочилась в прессу, произошел под новый 2010-й год. Тогда Руслан Байсаров перечислил 200 000 евро на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Об этом мало бы кто узнал, не будь купленный бизнесменом лот выставлен на распиаренном благотворительном мероприятии с участием звезд кино и эстрады.

Руслан Сулимович Байсаров на совещании
На фото: Руслан Сулимович Байсаров на совещании

Личная жизнь

Занятость не мешает бизнесмену всегда помнить о своей семье. У предпринимателя шестеро детей. Старший сын хорошо известен многим – Дени рожден в браке с актрисой и певицей Кристиной Орбакайте (1998 г.). Несмотря на знаменитых родителей, молодой человек не страдает «звездной» болезнью – со всей серьезностью отдается учебе и пока не планирует связывать жизнь с шоу-бизнесом, обладая при этом исключительными внешними данными.

Руслан Байсаров со старшим сыном Дени
На фото: Руслан Байсаров со старшим сыном Дени

Многодетный отец, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих наследниках. При любой возможности он старается проводить с ними как можно больше времени. Обе дочери и четыре сына Байсарова часто собираются у него в доме и вместе ездят отдыхать.

Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Редакторский коллектив
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Подписаться  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться