Что такое Оферта

Обновлено:
226
Что такое Оферта
Фото: kom-dir.ru
Ратмир Белов
Журналист-райтер
А
Армине Мограбян
Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС
Виктория Бессонова
Виктория Бессонова
Адвокат, адвокатский кабинет BonaFides

Оферта — это возможность заключения соглашений на определенных обстоятельствах, касающихся одного или нескольких лиц на заранее обговоренных условиях сотрудничества.

Оферта заключается как в письменной, так и в устной форме, при условии, если адресат соглашается принимать все условия ее заключения (например, оплаты счетов поставщика, либо его принятие). Данный метод твердо показывает факт заключения оферты со всеми сторонами сделки.

Законодательное регулирование оферты подробно описано в пункте 1 статьи 435 Гражданского кодекса РФ, гарантирующее возможность предложения для заключения соглашений множеству лиц или только одному лицу на определенных условиях. Лицо, договорившееся с адресатом, может полноправно считать сделку действительной. Информация в договоре должна точно содержать направленность и намерения лица, сделавшего предложение.

Отличительные черты оферты и юридического договора

Оферта означает предложение, инициатива для заключения сделки. Данный термин был заимствован с иностранного словаря, однако прямой перевод подразумевает в себе возможность делать предложение.

Примерами оферты служат:

  • Предложение составления графика дежурств по уборке. При согласии всех сторон сделки заключается письменный договор, либо согласие на устной основе.
  • Другим примером оферты является предложение замужества при положительном ответе.

Оферта рассматривается также в виде декларации, в структуре которого лежит основная цель и мотивы его заключения. Можно по электронной почте получить письмо о заключении сделок или договоров (например, предложение получить кредит или оказать определенную услугу). Данная декларация более подробно рассматривает условия и формы сделки, после чего лицо решает, принять или отказаться от рассмотренного предложения.

Само понятие оферты как договора звучит некорректно. Скорее оферта представляется преддоговором, начальным этапом заключения сделки, ее рассмотрения и ознакомления.
Оферта прямо взаимосвязана от юридического договора. После подробного изучения предложения наступает этап оформления официального договора. Другими словами, договор и оферта по форме идентичны юридическим строением.

Комментарий эксперта

Комментирует Мограбян Армине Самвеловна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС.

В науке гражданского права и гражданском законодательстве нет такого понятия как «договор оферты» или «договор публичной оферты».

Договор — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Оферта же — это предложение заключить договор. Для заключения договора необходимо принятие оферты — акцепт.

В связи с этим, корректнее говорить о публичной оферте как о предложении заключить договор, а не как о самом договоре.

Особенность публичной оферты заключается в том, что, она адресована неопределенному кругу лиц. Но как отличить рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, от публичной оферты?

Прежде всего, если это предложение не является публичной офертой, необходимо прямо об этом в нем указать. Кроме того, закон содержит определенные требования к публичной оферте.

Чтобы правильно составить публичную оферту, необходимо придерживаться следующих правил.

Во-первых, публичная оферта должна содержать все существенные условия договора.

Любой договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. К существенным относятся три группы условий:

  1. предмет договора;
  2. указанные в законе или ином правовом акте как существенные или необходимые для договоров определенного вида;
  3. условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон договора.

Во-вторых, из публичной оферты должна усматриваться воля лица, делающего предложение, заключить договор с любым, кто отзовется, на указанных в предложении условиях.

Основные участники оферты

Оферта подразумевает взаимодействие лиц с целью принятия единого решения и его согласования. Каждый участник оферты имеет свое понятие:

  1. Оферент – участник сделки, который берет на себя ответственность предложения оферты. Это может быть физическое или юридическое лицо, предоставляющее спектр различных товаров и услуг, прямой приобретатель изделий.
  2. Акцептант – лицо, получившее оферту. Есть вероятность того, что акцептантом выступает один человек или несколько групп лиц. Например, в магазине представлен товар с ценником. Ценник – это действительное звено, связующее оферента (в данном случае магазин) и покупателя.
  3. Акцепт – вариант рассмотрения принятия оферты или его подтверждение (приобретение товара по ценнику).

Стоит отметить, что действие, которое направлено на заключение оферты тоже считается согласием на предложение. Принятие оферты может означать и возможность пользования сайтом, согласие на рассмотрение данных или скачивание материала с интернета.

Виды оферт

В практике в связи с разносторонними действиями и признаками оферты подразделяются на несколько видов в зависимости от критериев работы.

Публичная оферта

Публичная оферта относится к любому человеку или к группе лиц. Например, как ранее рассматривали, товар, предназначенный для приобретения, касается каждого покупателя не зависимо от пола, возраста или других характеристик. Закреплением публичной оферты является чек.

Характерные черты публичной оферты:

  • Формирование сделки проходит устно, либо сопровождается подписью документов (подписывается чек в магазине с целью доказательства приобретения изделия).
  • Любое лицо может стать акцептантом.
  • Публичная оферта встречается везде, она самая распространенная (реклама в газетах, ТВ, на вывесках).

Сайт предоставляет информацию о своих услугах, тарифах интернет-пользователю, выгодные предложения для покупателя, скидки, техническую помощь. Данная рассылка является публичной офертой. Предложение считается успешным, если пользователь вступает в диалог, завершением которого является заключение интересующей его сделки.

Банки также применяют публичную оферту: на главных сайтах размещается большое количество информации, которая будет пригодна для банковского пользователя (годовая процентная ставка, приобретение банковских карт, операции с иностранной валютой и т.д.). Если потенциальный клиент принимает все условия операции по договору и обязуется их своевременно выполнять, то банк заключает с ним сделку на условиях оферты.

Рынок ценных бумаг также косвенно взаимосвязан с офертой. Владелец ценных бумаг выставляет на продажу котировки на определенных условиях (купля-продажа акций, облигаций). Участник рынка, увидев данное предложение, проявляет инициативу на приобретение ценных бумаг, автоматически становится акцептантом.

Свободная оферта

Свободная оферта – это возможность фирмы воспользоваться выгодами новой ниши на рынке.

Раскрутка организации происходит путем изучения потребительского спроса, информационных рассылок о компании, то есть распределение оферты между потенциальными клиентами. Заинтересованный клиент приобретает право приобретения оферты, а поставщик обязуется выполнить все требования в договоренный срок заключения сделки.

Твердая оферта

Твердая оферта – участниками являются лица, состоящие только из одного адресата. Лицо, предлагающее оферту, может заниматься индивидуальным предпринимательством или быть частным деятелем, а приобретатель оферты – это физическое, либо юридическое лицо.

Основными условиями твердой оферты выступают:

  • Оферта подразумевает только одну услугу или изделие.
  • Основные детали заключения оферты обговариваются на самом раннем этапе.
  • При согласии покупателя сделка автоматически считается действительной без дополнительных работ с документами.

Безотзывная оферта

Безотзывная оферта – это предложение с коммерческим интересом продавца покупателю.

Здесь в заключение сделки выступает нормативно-правовое регулирование отношений между участниками сделки. Безотзывная оферта чаще всего представляется взаимоотношениями между фирмами и ИП. Например, если фирма обанкротилась, она автоматически рассылает партерам предложение о приобретении самой фирмы.

Оформление оферты

Оферта оформляется путем заключения соглашения, как в письменной, так и в устной форме. Происходит данная операция следующими этапами:

  1. Получение достоверной информации о услуге или товаре, ради которого совершается сделка.
  2. Этап подписания договора.
  3. При нарушении условий соглашения, налагаются штрафные санкции.

Как составить договор публичной оферты

Советы эксперта-адвоката Виктории Бессоновой, Адвокатский кабинет BonaFides.

Если у вас возникло желание оформить публичную оферту, вероятно, вы уже определились с предметом будущего договора, будь то оптовая продажа товара или предложение косметических услуг.

Наверное, вы имеете представление и о других важных для вас условиях, например, условие о стоимости услуг. Если в подготовке документа не участвует юрист, важно убедиться, что вы указали все предусмотренные законом условия, без которых именно ваш тип договора не может быть заключен.

  • Стоит обратиться, как минимум к Гражданскому кодексу РФ. В идеале, проверку необходимо провести шире, с учетом норм специальных законов и подхода судебной практики.
  • Существенные условия могут быть прямо названы в законе как «существенные условия такого-то договора» или транслироваться через фразы вроде «в договоре должны быть указаны…» или «договор должен предусматривать…».
  • Продумайте срок принятия оферты. Можно указать и способ принятия, письменно/устно, в свободной или определенной форме (для граждан может быть достаточно регистрации на сайте с подтверждением через номер мобильного телефона).
  • Обязательно укажите, сохраняете ли вы за собой право отозвать оферту, что позволит вам в любой момент прекратить ситуацию ожидания отклика заинтересовавшихся лиц.
4
Содержание Поделиться