Новинки и изменения на рынке e-commerce

Время чтения: 6 мин
Новинки и изменения на рынке e-commerce
Фото: innov8tiv.com
Поделиться

Как происходит развитие рынка e-commerce в России. Какие новинки помогают компаниям выдерживать конкуренцию и повышают эффективность работы компании.

Складская логистика

В связи с развитием e-commerce в России происходит регионализация рынка. Чтобы повысить скорость обработки заказов, маркетплейсы и сервис-провайдеры активно открывают фулфилмент-склады в регионах. Происходит децентрализация логистики.

Например, в августе 2020 года Wildberries открыл крупнейший распределительный центр в Татарстане, а в июне – начал строительство распредцентра площадью 250 тыс. кв. м. в Краснодарском крае. Таким образом, маркетплейсы стремятся сократить магистральное плечо в доставке.

Ship from store

Многие омниканальные ретейлеры с большим количеством офлайн-точек по всей стране плюс ко всему дополнительно пошли по модели работы «ship from store», когда товар при онлайн-заказе доставляется из офлайн-магазина ретейлера напрямую получателю. Эта модель также позволяет исключить магистральное плечо, что сокращает срок доставки.

В 2020 году произошел кратный рост крупнейших мультибрендовых маркетплейсов:

  • Wildberries,
  • Ozon,
  • Яндекс.Маркет,
  • AliExpress,
  • Goods.

Так, по данным Forbes, по итогам 2020 года оборот Wildberries практически удвоился и составил 437,2 млрд рублей. По оценке Forbes, оборот Ozon в 2020 году составил 194,5 млрд рублей, это на 140% больше, чем годом ранее. Оборот «Яндекс. Маркета» по итогам 2020 года увеличился почти в полтора раза и составил 28,8 млрд рублей.

FBS — Fulfillment by Seller

В том числе и в связи с таким быстрым ростом некоторые маркетплейсы переходят на модель FBS, то есть Fulfillment by Seller, когда товары хранятся на складе продавца. После поступления заказа от покупателя продавец самостоятельно его собирает, упаковывает, маркирует, готовит сопроводительные документы и доставляет в пункт приема или сортировочный центр маркетплейса.

FBO – Fulfillment by Operator

FBS выступает в качестве альтернативы модели FBO – Fulfillment by Operator, подразумевающей, что прием и хранение товаров, комплектацию и упаковку заказов, доставку до покупателей, обработку возвратов берет на себя маркетплейс. В этой модели мерчанту необходимо выполнять отгрузки на склады и соблюдать условия приема.

Real FBS

Но, например, Ozon уже тестирует схему Real FBS по некоторым категориям товаров, по которой готовые отправления будут отгружаться покупателям со склада продавца. Таким образом, маркетплейс по сути превращается в интернет-витрину, а всю подготовку осуществляет сам производитель или дистрибьютер, доставляя посылки при помощи партнеров, в числе которых ПЭК.

Работа по такой модели еще больше повышает роль качества сервиса в деятельности логистического провайдера. Ведь именно по его работе конечный потребитель делает выводы о качестве доставки маркетплейса.

В связи с этим возрастает роль качественного логистического аутсорсинга, когда сервис-провайдер обеспечивает весь цикл операций с момента заказа товара на сайте до вручения посылки покупателю. То есть, не только хранит и обрабатывает товар на складе, но и организует доставку в пункты выдачи, постаматы или курьером «до двери».

Если заказ не предоплачен, то нужно получить оплату и перечислить отправителю наложенный платеж. Частичная выдача и не выкупленные заказы создают поток возвратов, который тоже нужно качественно быстро обработать, чтобы вернуть товар в оборот.

3PL

Для работы с e-commerce в ПЭК создан бизнес-юнит ПЭК: 3PL – это фулфилмент-оператор, один из крупнейших в России: 16 складов комплексного обслуживания общей площадью 150 тыс. кв. м. ПЭК: 3PL оказывает комплексные услуги складской логистики, а бизнес-юнит ПЭК:EASYWAY – осуществляет функции доставки.

IT-интеграция и цифровизация

В связи с развитием e-commerce растет роль цифровых инструментов. Нужно, чтобы клиент своевременно получил свой заказ и весь процесс происходил бесшовно.

То есть как только клиент на сайте кликнул «купить», действовать начинает оператор. Он производит целый ряд функций: обработку на складе, упаковку, доставку, прием наложенного платежа, а если нужно, прием и обработку возврата.

Поэтому сейчас, например, многие крупные маркетплейсы и их фулфилмент-партнеры разрабатывают модель интеграции. Когда заказав товар на маркетплейсе, весь заказ автоматически отображается на сайте/в браузере фулфилмент-провайдера. И далее он уже самостоятельно ведет работу с товаром. Наличие IT-интеграции по API упрощает работу с фулфилмент-оператором и позволяет интернет-магазину отслеживать статусы выполнения заказов в режиме реального времени.

Доставка

Сегодня курьерская доставка доставка день в день – must have по многим категориям товаров. И также операторы должны уметь делать доставку во временные интервалы.
Одним из ключевых каналов доставки являются ПВЗ – пункты выдачи заказов.

Data Insight оценивает суммарное количество точек выдачи в России более чем в 50 тысяч, в том числе 39% приходится на классические ПВЗ (то есть не офлайн-точки и не постаматы).

Основным трендом на рынке ПВЗ является объединение на одной площадке нескольких маркетплейсов и фулфилмент-операторов. ПЭК начала открывать партнерские ПВЗ с апреля 2020 года, сейчас уже действуют свыше 750 партнерских ПВЗ более чем в 70 регионах России.

Также в продолжении темы цифровизации, у конечного покупателя обязательно должна быть возможность отслеживания товара в режиме реального времени и управления доставкой онлайн. Мы, например, развиваем этот функционал через расширенный личный кабинет и мобильное приложение. Это также важно и при работе сервис-провайдера с интернет-магазином.

Например, крупные магазины с большим количеством товара чаще пользуются личным кабинетом, в котором наглядно виден статус каждого груза, можно быстро изменить пункт выдачи заказа, дозаказать курьера, если нужно и многое другое. Небольшим продавцам или частным клиентам удобнее использовать для этого мобильное приложение. Со временем функционал таких систем будет только расширяться.

Как будет развиваться рынок e-commerce

В связи с развитием e-commerce в Москве наблюдается рост спроса на городские склады. Согласно выводам JLL, в течение 5 лет в пределах МКАД и в 5-километровой зоне за МКАД могут построить до 500 тыс. кв. м. новых складов формата urban logistic, что увеличит общий объем складов на территории Москвы на 15%.

Склады «последней мили» в черте города востребованы среди ретейла, сегмента e-commerce и сервис-провайдеров. При этом предложение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, ограничено. В Москве, например, многие из таких складов расположены на территории бывших производственных помещений. Однако не все отвечают требованиям к качественной складской недвижимости.

Также e-commerce неизбежно будет внедрять и уже тестирует новые технологии «последней мили». И если способы доставки с помощью роботов и беспилотников, над проектами которых уже работают Amazon и Alibaba, пока тестируются на российском рынке, то оптимизация службы доставки, ориентированная на упрощение и ускорение сбора заказов и, как следствие, сокращение срока доставки – вполне реальный инструмент. Для этой цели могут использоваться роботизация и автоматизация.

Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Сергей Рубанов
Сергей Рубанов
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Подписаться  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться