Акции по привлечению клиентов в традиционной рознице работают всегда.
Казалось бы, в традиционной продовольственной рознице с привлечением новых покупателей и возвратом старых клиентов компании всё просто:
- ассортимент, соответствующий ожиданиям жителей ближайших магазину домов;
- яркий дизайн бренда;
- побольше рекламы: баннеры с глубокими скидками на ходовые товары, каталоги в почтовые ящики, ролики по местному и центральному телевидению.
И расчёт эффективности маркетинговых мероприятий по обкатанным десятилетиями формулам.
Как показывает практика, подобная стратегия привлечения работает в нескольких случаях: почти уже невозможной ситуации, когда речь идёт об открытии сетевых магазинов в районах, обслуживаемых частниками, открытии дискаунтеров с ценами значительно ниже привычных, а также при выходе на новые территории крупных федеральных сетей, названия которых сами по себе являются рекламой.
Когда же дело касается небольших и средних региональных сетей, конкурирующих на одной территории, подобные акции дают очень слабый результат в привлечении клиентов. Скорее, это своеобразное поддержание статуса («мы тоже можем позволить себе эфирное время и рекламные площади») или даже некий карго-культ, когда повторение неких механик, которые некогда давали результат, должно выстрелить и в это раз.
В последние годы хороший результат показывает геймификация отношений с клиентом. В кризисные времена, когда у основной массы потенциальных покупателей ограничены средства на развлечения, игровые механики в магазинах повседневных покупок способны привлечь дополнительное внимание покупателей и повысить выручку.
Скидка на N-ый чек
Покупатель, чек которого по счетчику (общему для всей сети или отдельному магазину) получает крупную скидку на весь чек (вплоть до 100%). Достаточно известная акция в привлечении новых клиентов и продвижении товаров, которую знают, наверно, все маркетологи ритейла, но мало кто её реализует из-за технических сложностей в запуске.
Мгновенная лотерея
Розыгрыш мелких призов непосредственно сразу после покупки при сумме чека выше пороговой суммы.
Лотерея с розыгрышем крупных призов
Покупатели при совершении покупки выше пороговой суммы получают специальный купон (иногда в качестве купона выступает сам чек), который или регистрируют в онлайне, или опускают в специальный куб в холле магазина.
Двухуровневая лотерея
В 2017 году некоторые ритейлеры удачно запускали лотереи, объединяющие обе описанные механики: зарегистрированные на сайте чеки могли получить сразу недорогой приз, а по итогам нескольких месяцев накопления базы участников проводился розыгрыш крупных денежных призов.
Коллекционирование
Пока все проведенные акции были направлены на получение приза. Популярными в прошедшие два года предметами коллекционирования являются бонстики (прилипалы). Также проводились акции с раздачей мелких игрушек, имитирующих товары. Для накопления полной коллекции покупатели должны потратить в магазинах сумму, превышающую их обычные траты.
Робот-промоутер — ваш инструмент интерактивной рекламы для увеличения продаж
В рамках кампании в магазинах сети-организатора проводятся акции по обмену «повторок», а сами покупатели организуют в социальных сетях сообщества. Негативной стороной акции для привлечения покупателей является её направленность на детей, что может вызывать раздражение у родителей, которые собственно и являются покупателями, принимающими решения о покупке и ведущими учёт семейного бюджета.
Игры с дополненной реальностью
Механика пока только набирает обороты. Основой для некоторых прошедших в 2017 году кампаний являлась популярная игра PokemonGO. Покупатели охотились на покемонов или иных персонажей на территории магазинов и получали за это некие вознаграждения. В отличие от описанных выше коллекций, целевой аудиторией этой акции являются уже не дети, а покупатели 14-30 лет, что снижает негативный эффект.
Хочется обратить внимание, что описанные механики являются механиками для привлечения и, возможно, реанимации покупателей, потому что имеют ярко выраженный периодический характер. Для удержания и развития накопленной базы требуется проводить иные кампании.
Спикер — Михаил Барабаш, Маркетолог-аналитик