Как интернет влияет на репутацию энергетических компаний

Олег Шевцов
Как интернет влияет на репутацию энергетических компаний
Фото: cnbc.com

О влиянии интернета на репутацию энергетических компаний рассказывает Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком».

В век диджитализации социальные сети и интернет СМИ стали ключевым инструментом продвижения бизнеса: заявить о себе, «раскрутить» компанию все чаще помогают онлайн-площадки. В 2020 году более 60% населения планеты выходит в онлайн, а целевая аудитория социальных сетей превышает 3,8 миллиарда. Кроме того, деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса России занимает большую долю публикаций СМИ и в социальных медиа.

По данным Минэнерго, в период с октября 2018 по аналогичный месяц 2019 года, более 2,5 миллионов новостей были посвящены общеотраслевым проблемам энергетики, сделкам и инвестиционным проектам, а также развитию возобновляемых источников генерации.

Репутация энергетических компаний и интернет

Вместе с тем, повышенное внимание СМИ и населения к деятельности энергетиков не всегда оказывается плюсом для самих компаний. Увеличение скорости распространения информации в социальных сетях, например, видеоконтента, занимающего в 2020 году 80% всего онлайн-трафика, в некоторых ситуациях негативно отражается на репутации энергетических компаний и отрасли в целом.

Прежде всего, это касается аварий, негативно отражающихся на экологии. Например, первая информация о разливе нефти под Норильском появилась на официальном сайте АО «ГМК «Норильский никель» 31 мая, спустя два дня после утечки топлива, первые обсуждения слухов об аварии начались в социальных сетях 2 июня. Примечательно, что ложные сообщения в социальных сетях распространяются в шесть раз быстрее точной информации, что в последствии приводит к потере реноме крупных корпораций. Уже сейчас акции «Норникеля» потеряли в цене почти 10%.

Сроки устранения последствий чрезвычайного происшествия всегда определяются в зависимости от того, какой комплекс работ необходимо провести и на каком участке.

Например, в Норильске за неделю удалось перекрыть реку Амбарную заграждениями в пяти километрах от места впадения в озеро Пясино, чтобы нефтепродукты не попали в Карское море, а строительство на озере Байкал 21 современного очистного сооружения, соответствующих всем экологическим нормам, затянется до 2024 года.

Именно экологическая ситуация с крупнейшим пресным озером континента стала причиной медийного цунами в 2019 году: информация о строительстве завода по производству питьевой бутилированной воды с нарушением требований экологической безопасности была опубликована на тысячи информационных площадках, сюжеты вышли на всех федеральных каналах страны, а публикации представителей шоу-бизнеса в социальных сетях вывели тему в ТОП-обсуждаемых на несколько недель.

Благодаря публичной огласке, Арбитражный суд Иркутской области запретил строительство завода по розливу воды из Байкала для экспорта в Китай и в скором времени предприятие, в которое было вложено 1,5 миллиарда рублей, будет демонтировано.

Национальным скандалом обернулась в прошлом году поставка загрязненной нефти по нефтепроводу «Дружба». Сумма материального ущерба, озвученная министром энергетики России Александром Новаком, составила 100 миллионов долларов, однако, СМИ насчитали гораздо больше — от 270 до 430 миллионов долларов. Значительнее, чем финансовые потери, ситуация отразилась на имидже России, как поставщика нефти, а также на российско-белорусских отношениях.

Примеры того, как ошибки в деятельности топливно-энергетических предприятий могут разрушить многолетнюю безупречную репутацию компании, есть в истории не только российской энергетики.

Потери репутации British Petroleum

Британская British Petroleum потеряла 32 миллиарда долларов рыночной стоимости за несколько дней после пожара и последующего потопления 33-тонной нефтяной платформы ВР Deepwater Horizon в 2010 году.

Компания продала свои энергетические активы в Канаде, США и Египте, уволила высшее руководство компании, уплатила различным контролирующим органам США штрафы в размере 485 миллионов долларов и заявила о выделении финансирования в размере 500 миллионов долларов на научные исследования, однако эти действия не помогли предприятию избежать крупнейших потерь за последние десятилетия. Более пяти миллиардов долларов убытков, 55% падение стоимости акций в течение года после происшествия, а также недоверие к деятельности British Petroleum более 50% американцев — стали итогами несмотря на многомиллионную оправдательную PR-кампанию.

Одной из причин потери репутации British Petroleum стала недостоверная информация, передаваемая руководством в СМИ, или ее сокрытие. Со дня происшествия — 20 апреля 2010 года — компания старалась преуменьшить масштабы катастрофы, публикуя данные о тысячи баррелей нефти ежедневного загрязнения вод, пока не выяснилось, что цифра занижена, по меньшей мере, в пять раз.

Помимо этого, топ-менеджмент British Petroleum старался переложить ответственность за происшествие на своих партнеров, пока расследование не установило, что компания недостаточно заботилась о мерах безопасности. Попытка ухода от ответственности, укрытие или искажение фактического положения дел, а также полный отказ от объяснения случившегося – главные ошибки в информационной политике многих энергокомпаний.

Как спасти репутацию

В России, например, наблюдается слабый уровень представленности организаций ТЭКа в социальных сетях. Согласно исследованию сайтов 894 организаций отрасли энергетики нашей страны, 80% из них не имеют официального сайта или не дают на нем ссылки на профили компании в социальных сетях.

Только одна из пяти организаций топливно-энергетического комплекса публикует на своем сайте ссылки на востребованные среди россиян Instagram, Facebook, Twitter и Vkontakte. Зачастую именно информационный голод становится стимулом распространения фейковых новостей о деятельности компаний в сети интернет.

Своевременное распространение достоверной информации «из первых уст», на мой взгляд, поможет избежать репутационных рисков даже в самых кризисных ситуациях.

3
Обсудить Содержание