Как преодолевать трудности на пути предпринимательства: интервью с Евгением Бабенко.

Время чтения: 7 мин
Как преодолевать трудности на пути предпринимательства: интервью с Евгением Бабенко.
Евгений Бабенко
Поделиться

Бизнес — это гонка: нужно успевать за развитием индустрии, опережать конкурентов и стремиться к рекордам. А чтобы добиваться результатов, важно правильно начать и соблюдать режим тренировок. О том, как стартовать в предпринимательстве, преодолевать трудности на пути и не сойти с дистанции, рассказал сооснователь проекта BizFabrika.ru Евгений Бабенко.

Евгений Бабенко — ИТ предприниматель, руководитель digital-агентства i-complex. За 12 лет создал 9 собственных интернет-проектов лидеров в своей нише и несколько десятков проектов для клиентов. Помимо создания интернет-проектов с нуля и их продвижения в сферу бизнес-интересов Евгения входит и пища для ума: он сооснователь образовательного маркетплейса BizFabrika.

Цель проекта — помогать желающим освоить новые профессии и стартовать в предпринимательстве. Тяга делиться знаниями и опытом в Евгении настолько сильна, что позволяет совмещать бизнес-проекты с ведением обучающих каналов на ютубе и в телеграме.

На старт! Разминаемся и начинаем

Что необходимо человеку, который хочет стать предпринимателем?

В идеале нужно заразиться жгучим желанием изменить свою жизнь или мир: это будет давать энергию всю дорогу. Необходимо, чтобы нравилось дело, которым начинаешь заниматься, чтобы радовали результаты или сам процесс работы. Например, я люблю учиться, поэтому решил, что хочу делиться опытом не только с коллегами и сотрудниками, но и с теми, кто хочет начать свой проект в интернете. Первое время можно выезжать за счет личных качеств, но в какой то момент потребуются профессиональные знания и навыки. Точно потребуется умение договариваться с людьми и упорство.

стать предпринимателем

Что важно знать и учитывать на старте, чтобы бизнес пошёл проще?

Сначала определите, какую проблему пользователя будет решать продукт. Лучше опросить потенциальных клиентов, пообщаться с ними, узнать их проблемы и как они их решают. На этом этапе важно понять, насколько вам нравится то дело, которым хотите заниматься. Потом оцените конкуренцию рынка. Решите, чем отличаетесь от конкурентов, в чём вы лучше, и разработайте уникальное торговое предложение. И уже на старте важно рассчитать возможности развития бизнеса — объём рынка должен позволять расти. Легче всего начинать бизнес в растущих нишах. Они прощают ошибки и выталкивают наверх.

Какие ставить цели? К чему стремиться?

Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми и с определенным сроком реализации.

Важно ставить большие цели, чтобы достижение 70% уже было большим успехом.

Это принцип OKR — Objectives and Key Results (цели и ключевые результаты), который предложил Джон Дорр из Intel.

Стоит ли начинать сразу несколько проектов или лучше остановиться на одном? Почему?

Стоит понимать, что на старте новое дело требует максимум внимания. Невозможно добиться успеха, если заниматься делом факультативно. Всегда есть конкуренты, которые сконцентрированы на достижении целей. На старте бизнеса у предпринимателя больше всего задач, поэтому, когда начинаешь новый проект, необходимо фокусироваться на нём и временно отодвинуть остальные дела. После старта, когда бизнес-процессы наладятся, дело будет требовать меньше внимания.

В этом и есть задача предпринимателя — создать систему, которая будет работать без его участия.

Внимание! Изучаем препятствия и преодолеваем их

С какими трудностями 100% столкнется начинающий предприниматель?

Точно придется столкнуться с тем, что всё идет не так, как задумал. Невозможно все просчитать. И тут на помощь придет настойчивость. Побеждают последовательные и упорные. Ещё будет не хватать знаний и придется регулярно обучаться новому. BizFabrika появилась как раз потому, что мы хотели в одном месте собрать обучающие профессиональные курсы и облегчить выбор тем, кто хочет развить себя, свое дело или команду.

начинающий предприниматель

Что делать, если кажется, что прогорел?

Важно понять причины неудачи. Первый вариант — когда прогорают по финансам. В этом случае я бы посоветовал пройти курсы финансовой грамотности, unit-экономики. Без этого в бизнесе не обойтись: финансы нужно планировать. Вторая причина — моральное выгорание. Реальность не совпала с ожиданиями, или дело, как оказалось, не приносит радости. Это нормально, такое происходит со многими, и бояться этого не стоит.

Нужно просто немного отдохнуть и начать заново, может быть, даже открыть новый бизнес.

Предпринимательство тем и прекрасно, что можно стартовать сколько угодно раз.

Какие кризисы ждут любого предпринимателя?

Периодически случаются финансовые кризисы. К ним нужно готовиться: важно всегда планировать бюджет и иметь хотя бы трехмесячный запас расходов в бизнесе. Бизнес проходит по стадиям жизненного цикла по И. Адизесу: в начале нет четких ориентиров, потом возникает нехватка специалистов нужного уровня, а в конце всё накрывает бюрократией. Но чтобы избежать провалов, важно понимать и заранее изучать, как работают бизнес-процессы.

Как понять, что кризис близко? Можно ли предсказать кризисы?

Если бизнес не растет, значит он стагнирует. И это уже кризис. Бизнес всегда должен быть в движении: закрывайте нерентабельные направления и открывайте другие, находите новых сотрудников, внедряйте идеи, изучайте потребителей и т.д. Кроме внутренних кризисов, случаются ещё и внешние, которые выводят из равновесия всю отрасль и накрывают всех.

Просто кто сильнее гребет, того тоже затронет, но меньше.

Как подготовиться к кризисам?

Планировать, иметь запас прочности в виде хорошей прибыли, регулярно ставить новые цели и достигать их.

Кто или что может помочь справиться и не опустить руки?

В работе по найму первое время тебя курирует наставник. Так и в бизнесе: с наставником гораздо легче и быстрее двигаться. С его помощью можно избежать ошибок и не придется повторять уже пройденные кем-то неудачи. Наставник поможет решить сложную задачу сам или привлечет знакомых экспертов. Так же поможет общение с другими предпринимателями. Следите за новостями и посещайте бизнес-события, чтобы заводить новые контакты. Например, в школе наставничества Фабрика Предпринимательства, с которыми мы создаем маркетплейс курсов Бизфабрика, регулярно организуют бизнес-завтраки, на которых предприниматели знакомятся друг с другом и обмениваются опытом.

Что делать, чтобы преодолеть трудности?

Нужны знания и высокая активность в момент трудности. А еще в трудные моменты спасают полезные контакты, знакомства. Они ускоряют процессы, вытягивают наверх.

Марш! Отрываемся от стагнации и стремимся вперёд

Как сделать прорыв, если в бизнесе все вроде бы уже хорошо?
Сравнивайте себя с большими игроками, можно даже из другой ниши, главное, так, чтобы осознать себя маленьким. Используйте метод ассоциаций: “подсмотрите” в другой сфере деятельности, изучите и проанализируйте, что и как делают люди, чтобы достичь успеха, и применить это к себе.

Например, в автогонках максимально облегчают автомобиль, чтобы прийти к финишу первым.

Так полезно делать и в бизнесе: избавляйтесь от ненужного балласта, который не дает пользы и тормозит на пути к победе.

Как избежать стагнации?

Регулярно запускать новые проекты, подпроекты внутри проекта и так далее.

Если какие-то направления начинают стагнировать, то новые дадут рост.

Как понять, что ты стоишь на месте?

Стоишь на месте только тогда, когда долго находишься в зоне комфорта. Всё ведь хорошо, зачем что-то менять? Но рынок и потребности меняются, и стоит подстраиваться под изменения, чтобы быть востребованными. Поэтому без развития нет и прибыли.

Предпринимательство — это выход из зоны комфорта. Не нужно себя жалеть.

То есть, нельзя в один момент успокоиться и пожинать плоды своего труда?

Предпринимательство предполагает бесконечное развитие. Полезно менять картинку вокруг себя — регулярно путешествовать, чтобы находить вдохновение и идеи. Спокойствие не для предпринимателя, предприниматель постоянно живет в стрессе. И это нормально: стресс — стимулирующий фактор.

А если вы когда-нибудь захотите спокойной жизни, то это будет совсем другая история…

Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Редакторский коллектив
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Уведомления о комментариях  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться

Выбор редакции

Как создать эффективную команду: инструкция от бизнес-психолога
Время чтения: 7 мин
5.0
(1)
Ольга Никитина-Кузякова
Психоаналитический бизнес-психолог
Инвестиции в людей: 5 качеств сотрудников, на которые нужно обратить внимание при найме
Время чтения: 4 мин
5.0
(1)
Ульяна Суздалкина
Ульяна Суздалкина
Шеф-повар с рекомендацией Michelin Guide