Деловой туризм — это организованные путешествия с деловой целью, это туристское путешествие, когда сотрудников предприятий, компаний и корпораций направляют в деловую поездку или командировку для обмена опытом, решения каких-либо возникших вопросов, посещение выставок, конгрессов, конференций, участие в профессиональных краткосрочных стажировках, проведения переговоров, заключения контрактов, или, например, ремонта и обслуживания оборудования, передачи профессиональных знаний во время мастер-классов, круглых столов и семинаров.
Поездки сотрудников по своей стране и зарубеж как раз являются тем самым деловым туризмом.
Кто же несет расходы на деловые путешествия? Сами сотрудники? Конечно же нет, такие поездки финансируются из бюджета компаний, которые направляют своих сотрудников в командировки, достигая различные корпоративные цели, будь то участие в переговорах или краткосрочные стажировки в зарубежных компаниях (см. Как вести сложные переговоры). Сотрудник компании, находящийся в такой командировке, сохраняет не только свой ежемесячный доход, но и понесенные им расходы во время деловой поездки, полностью компенсируются его работодателем. Деловая поездка представляет из себя набор следующих элементов: размещение в гостинице определенной категории, проездной билет до места следования и обратно, а также полноценное питание на весь период путешествия. Досуг во время командировки оплачивается за счет самого путешественника.
История развития делового туризма
Чтобы четко представить алгоритм развития делового туризма и выделения из него отдельного направления — MICE, приглашаю заглянуть в прошлое. Практически вся дальнейшая история человечества напрямую связана с деловым туризмом. В VII-X вв. суда арабских купцов бороздили воды морей и океанов. Среди купцов было много образованных людей. Серьёзно рассчитывающий на успех купец должен был знать грамоту и счёт, иностранные языки, иметь представление о законах и обычаях других стран, разбираться в юриспруденции и морском деле. Средневековые купцы были первыми бизнесменами, заключавшими торговые сделки, налаживая международные связи, обменивая товары своей страны на изделия чужестранцев, таким образом развивая и влияя на мировую политику и экономику. Необходимость и любопытство толкали к деловым путешествиям: например, торговыми караванами из Западной Европы в Китай, так возник Великий Шелковый путь, или благодаря морским походам Христофора Колумба, Васко Де Гама и Марко Поло были открыты новые земли, проложены новые маршруты, наведены торговые мосты между континентами.
Именно в это время зарождаются первые, робкие предвестники современной системы туризма – постоялые дворы, караван-сараи, корчмы-где путешественнику предлагали отдых, питание, размещение.
Как нельзя лучше, об этом написал профессор Роб Девидсон, преподаватель Лондонского университета Гринвич: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями».
Определение делового туризма
Что такое MICE-туризм?
По сравнению с долгой историей развития делового туризма, один из его сегментов, а именно MICE-туризм является самым молодым и перспективным направлением. Согласно данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям по итогам 2016 года расходы на бизнес-поездки выросли до $1,150 трлн, а в 2017 году, по предварительным прогнозам, увеличатся на 3,7 % и достигнут $1,192 трлн. К 2026 году глобальный рынок делового туризма будет оцениваться в $1,658 трлн, ежегодный прирост составит в среднем 3,7 %
Как же расшифровывается англоязычная аббревиатура MICE? Все очень просто:
- Meetings — это встречи,
- Incentives – это инсентив-мероприятия,
- Conventions — это конференции,
- Exhibitions – это выставки.
Мероприятия, проводимые в рамках MICE, направлены на обслуживание корпоративной деятельности предприятий, будь то организация поощрительной поездки сотрудникам, презентация продукции или обмен опытом в виде мастер-классов, круглых столов, технических визитов на производство.
В отличие от обычной классической командировки (в международной классификации business travel), целью которой, например, является заключение новых контрактов, работа на «выезде», либо презентация продукции предприятия, индустрия MICE- это объемный набор возможностей, имеющий своей целью предложить полный спектр коммерческих услуг компаниям, или услуги на перспективу(поощрительные поездки), таким образом специфика организации классической командировки (business travel) и мероприятий MICE будет принципиально отличаться.
Структура индустрии MICE довольно гибкая и зависит от многих факторов, в том числе от особенностей рынка делового туризма в конкретном регионе, экономической ситуации в стране. Мероприятия MICE могут принимают самые разные формы, сочетаться между собой, прекрасным примером может служить интеграция научной и деловой сферы, выставочно-конгрессная деятельность, когда каждая выставка сопровождается конгрессными мероприятиями, выгоду от такого сочетания получают все участники мероприятия: выставочные операторы и экспоненты от потока посетителей, организаторы конгресса от уменьшения затрат, посетители – от огромного объема информации, приглашенные спикеры от возможности представить свои доклады коллегам.
Гостиничному рынку России имеет смысл уделить особое внимание MICE направлению, так как такая ориентация на бизнес-туристов обеспечивает стабильную загрузку в течение всего года, а не только на протяжении достаточно короткого туристического сезона.
Безусловно сотрудничество между участниками индустрии MICE и отельерами может оказаться плодотворным при соблюдении необходимых условий:
- Улучшение гостиничного фонда и создание конгрессно-выставочных комплексов, соответствующих международным стандартам (на сегодняшний день очевидно явное несоответствие цены и качества услуг мест размещения деловых туристов;
- Вариативность и качество питания (отмечается низкое качество услуг по питанию наряду с высокими ценами);
- Внедрение специальных MICE-программ;
- Предоставление конференц-пакетов и профессионального курирующего менеджера, способного значительно облегчить организацию мероприятия и проследить за всеми этапами выполнения заказа;
- Повышение качества обслуживания в сфере туризма (персонал средств размещения иногда не владеет иностранным языком;
- Внедрение современной классификации гостиничных средств размещения;
- Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Укрепление позиций России на международной арене ведет к увеличению потока объемов «делового туризма», причем не только внутреннего, но и въездного, Стабильность экономики, повышение доходов населения приводит к тому, что международные и российские компании вкладывают средства в своих сотрудников, организуя им поощрительные и ознакомительные поездки. Таким образом деловой туризм способствует расширению сферы бизнес-контактов и развитию экономики России, является важнейшим инструментом стимулирования деловой активности.