Частные судебные приставы в России — к чему приведет новый закон?

Частные судебные приставы в России — к чему приведет новый закон?
Автор статьи -  Константин Заутренников, ведущий юрист компании Проспектаси

В России продолжает обсуждаться идея создания института частных судебных приставов (негосударственных судебных исполнителей).

Это не новая идея для отечественного права, возможность создания альтернативы для государственной службы судебных приставов обсуждалась на разных уровнях достаточно давно.

Эффективность работы Федеральной службы судебных приставов

Основная причина актуальности данной идеи по сей день – низкая эффективность работы Федеральной службы судебных приставов. Так, по данным ФССП РФ за 2018 год, всего в отчетном периоде возбуждено 60263002 исполнительных производств. При этом окончено в связи с фактическим исполнением в отчетном периоде только 30076509 исполнительных производств, то есть приблизительно половина. При этом из общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным производствам, возбужденным в отчетном периоде (4 892 049 426 рублей), взыскано за 2018 год судебными приставами 468 351 562 рублей, то есть 9,5 % (!!!).

Причин для низкой эффективности работы службы судебных приставов несколько, одна из самых очевидных – огромная загруженность. Стоит также отметить, что работа по принудительному взысканию долга достаточно трудна и требует высокой квалификации, принятия своевременных и достаточных мер реагирования, так как должник зачастую не желает добровольно исполнять требования исполнительных документов и предпринимает все зависящие от него действия, чтобы затруднить возможность исполнения.

Однако большой уровень загруженности, низкая финансовая мотивация не позволяют привлечь в ФССП сотрудников достаточной квалификации в необходимо количестве.

Частные приставы в России

Основные дискуссии относительно принципов организации работы службы частных (негосударственных) судебных приставов сводятся к тому, какой объем полномочий будет предоставлен вновь созданному институту, каковы будут принципы его организации и ответственности.

Интересный факт: В 2019 году в России был подготовлен проект закона о частных судебных приставах. В 2020 году этот законопроект вновь стал обсуждаться.

Представляется логичным подход, при котором частные судебные приставы будут действовать на ряду с государственными приставами, при этом ряд категорий исполнительных производств (например, взыскание алиментов, долгов в пользу государства, долгов с физических лиц и т.д.) остаются в исключительном ведении ФССП, а исполнительные производства в отношении юридических лиц (коммерческих организаций), возбужденные на основании решений арбитражных либо третейских судом могут исполняться как государственными, так и частными судебными приставами.

Институт частных судебных приставов

Что касается организации деятельности института негосударственных судебных приставов, то здесь кажется наиболее логичным создание независимой саморегулируемой организации. Подобные организации существует для организации деятельности арбитражных управляющих, а также в иных отраслях.

Интересно: Как стать частным приставом? Частным приставом сможет стать гражданин в возрасте от 25 до 75 лет с высшим юридическим образованием и сдавший квалификационный экзамен.

Наличие саморегулируемой организации поможет установить требования к кандидатурам будущих частных приставов, при вступлении в саморегулируемую организацию необходимо будет сдать экзамены, получить необходимые разрешения. Организация посредством системы страхования будет обеспечивать возмещения заинтересованным лицам убытков, если в ходе принудительного исполнения частный судебный пристав причинит кому-либо ущерб.

Стоит отметить, что институт негосударственных судебных приставов довольно распространен в разных странах мира. Например, частные судебные приставы существуют во Франции, Казахстане, Болгарии и ряде других стран. На наш взгляд, введение в России института частных приставов будет оправдано.

Возможность взыскивать долги посредством альтернативного института повысит конкуренцию, позволит привлечь в сферу исполнительного производства высококлассных профессионалов, существенно сократит сроки взыскания, повысит общий процент фактического исполнения исполнительных документов.

Риски внедрения системы частных приставов

Но также существуют и серьёзные риски. Наибольшие риски связаны с тем, что вновь введенный институт может позаимствовать наиболее худшие черты коллекторских агентств – выбивание долгов, криминализация деятельности, игнорирование прав должников при осуществлении принудительного взыскания.

Поэтому будущий закон, который будет регулировать деятельность негосударственных судебных приставов, должен быть тщательно продуман, в нем должны быть четко прописаны полномочия и ответственность частных приставов, порядок организации их работы, критерии отбора соискателей, разграничение их полномочий с полномочиями службы государственных судебных приставов, условия и порядок финансирования их деятельности.

Заключение

В заключение стоит отметить, что рассматриваемый вопрос имеет неоднозначную оценку в обществе. Так, с точки зрения бизнес-сообщества введение института частных приставов необходимо и должно быть осуществлено в ближайшей перспективе. Однако есть и другая точка зрения, которая заключает в том, что данный институт приведет к росту злоупотреблений в отношении должников, приватизации части государственных функций по принудительному исполнению судебных актов, росту нарушений в сфере исполнительного производства. В связи с этим, на наш взгляд, введение данного института следует рассматривать в несколько отдаленной перспективе.

5
Обсудить Содержание