Бизнес-модель: как выбрать наиболее эффективную

Обновлено:
335
Бизнес-модель: как выбрать наиболее эффективную
Фото: itmo.ru
Ратмир Белов
Журналист-райтер
Екатерина Крайванова
Cооснователь сервиса аренды вещей Next2U

Независимо от того, запускаете ли вы новый стартап или думаете о том, чтобы развить существующую организацию в новом направлении, бизнес-модель дает вам стратегию, которой нужно следовать.

Лучшая модель бизнес-стратегии учитывает не только вашу целевую аудиторию и продуктовые линейки, но и то, как вы со временем повысите ценность своей компании.

Что такое бизнес-модель

Бизнес-модель — это описание плана компании по получению прибыли. «Бизнес-модель» является недавним дополнением к лексикону. Впервые она была использована Питером Друкером в 1994 году.

Однако концепция, лежащая в основе модели бизнес-стратегии, совсем не нова. Это дает предприятиям дорожную карту для определения целевого рынка, связанных с этим расходов и продуктов или услуг, которые будут продаваться.

Типы бизнес-моделей

Есть много разных бизнес-моделей, которым нужно следовать. Вот несколько классических примеров:

У вас также могут быть гибридные версии, сочетающие в себе все вышеперечисленное, а также бизнес-модели, которые полностью полагаются на услуги без какой-либо платформы продаж.

Что лежит в основе бизнес-модели

Основу бизнес-модели составляют несколько основных строительных блоков.

Потребительские сегменты

Вместо того, чтобы создавать широкую сеть для привлечения вашей аудитории, целевые клиентские сегменты позволяют вам работать намного эффективнее. В рамках вашей бизнес-модели сократите аудиторию до портретов целевых покупателей. Их можно определить по демографическим признакам, потребностям или образу жизни.

Ценностные предложения

Что выделяет ваш бизнес из толпы? Что делает вашу продукцию уникальной? Обобщите свою ценность четкими и лаконичными заявлениями, которые легко передать. Определите ценностные предложения и свяжите их с долгосрочными целями.

Каналы

В этом разделе показано, как ваш бизнес будет взаимодействовать с сегментами клиентов. Каналы часто используются в качестве точек соприкосновения, таких как сайты или социальные сети.

Отношения с клиентами

Какие отношения у вас будут с каждым клиентским сегментом? Это должно быть определено с самого начала, чтобы помочь вам разработать стратегию продаж. Некоторые компании предпочтут более индивидуальный подход, в то время как другие могут пойти по автоматизированному пути.

Потоки доходов

Определите потоки доходов, которые вы ожидаете получить от каждого сегмента клиентов. Этот раздел бизнес-модели особенно важен для инвесторов, которым необходимо знать, где и как бизнес будет генерировать денежный поток и прибыль.

Ключевые ресурсы

Какие ресурсы необходимы для повседневной работы вашего бизнеса? Думайте не только о капитале, но и о физической собственности, онлайн-пространстве и нематериальных активах, таких как интеллектуальная собственность.

Ключевые виды деятельности

Какие действия вам нужно будет предпринять, чтобы ваш бизнес заработал? Это может быть как разработка продукта, так и обучение сотрудников.

Ключевые партнерства

С какими поставщиками вам нужно будет работать? Есть ли у вас стратегические партнерские отношения с инвесторами или рекламодателями? Все это следует определить как ключевые партнерские отношения в вашей бизнес-модели.

Структура затрат

Наконец, структура затрат учитывает все затраты, необходимые для поддержания работоспособности вашей бизнес-модели. Реклама, поддержание отношений и создание ценных продуктов – все это требует затрат.

Пример бизнес-модели

Комментирует Екатерина Крайванова, сооснователь сервиса аренды вещей Next2U.

Хочу привести пример бизнес-модели набирающей обороты цикличной экономики. Мы видим, что все больше компаний, начинают менять линейную бизнес-модель, на цикличную, в том числе такие гиганты рынка, как Икея, H&M, Volvo, Sony и другие.

Одним из примеров такой модели является подписка на аренду товаров, вместо их использования. Например, можно оформить подписку на смартфоны Apple, вносить ежемесячные платежи и менять телефон на новый каждый раз, когда выходит обновленная модель. Для рядового потребителя эта модель не выглядит экономически выгодной, если учесть продажу старого телефона, когда покупаешь новый. Но есть те, кого утомляют эти перепродажи, именно на такую аудиторию и ориентирован сервис.

А вот другой пример этой же бизнес-модели. Подписка на утилитарные детские товары — коляски, автокресла, электрошезлонги, переноски и прочее. Такая модель дает потребителю не только удобство, но и заметную экономию. Специалисты сервиса подсчитали, что на минимальный набор необходимых товаров для ребенка на первый год жизни необходимо потратить 108 000 руб. Тот же самый набор можно взять в пользование по подписке за 24 000 руб. Так как через год эти вещи уже не нужны, выгода очевидна.

Для бизнеса тоже есть преимущества:

  • Во-первых, подписка приносит постоянных клиентов.
  • Во вторых, новое интересное и экологичное предложение на рынке — это хороший инфоповод для рекламы и PR, активов, которые могут «работать» на пользу компании еще долгое время.
5
Обсудить Содержание Поделиться