Аристотель: биография великого философа

Обновлено:
186
Аристотель: биография великого философа
Фото: koppel.pro
Ратмир Белов
Журналист-райтер

Он был учеником Платона в течение двадцати лет, но известен тем, что отверг платоновскую теорию форм. Он был более эмпирически настроен, чем Платон и его учитель Сократ. Плодовитый писатель, лектор и эрудит, Аристотель радикально изменил большинство тем, которые он исследовал.

За свою жизнь он написал диалоги и целых 200 трактатов, из которых сохранился только 31. Эти работы представлены в виде конспектов лекций и черновиков рукописей, никогда не предназначенных для широкого круга читателей. Тем не менее, это самые ранние полные философские трактаты, которыми мы все еще располагаем.

Чем известен Аристотель

Как отец западной логики, Аристотель был первым, кто разработал формальную систему рассуждений. Он заметил, что дедуктивная обоснованность любого аргумента может определяться его структурой, а не содержанием, например, в силлогизме: все люди смертны.

Сократ — мужчина, следовательно, Сократ смертен.

Даже если содержание аргумента было изменено с Сократа на кого-то другого из-за его структуры, до тех пор, пока предпосылки верны, тогда вывод также должен быть верным. Аристотелевская логика доминировала до появления современной логики высказываний и логики предикатов 2000 лет спустя.

Акцент на веские доводы служит фоном для других исследований Аристотеля. В своей натурфилософии Аристотель сочетает логику с наблюдением, чтобы делать общие, причинные утверждения. Например, в своей биологии Аристотель использует понятие видов, чтобы сделать эмпирические утверждения о функциях и поведении отдельных животных. Однако, как показывают его психологические работы, Аристотель не является редуктивным материалистом. Вместо этого он думает о теле как о материи, а о психике как о форме каждого живого животного.

Хотя его естественнонаучная работа прочно основана на наблюдениях, Аристотель также признает возможность знания, которое не является эмпирическим. В своей метафизике он утверждает, что должно существовать отдельное и неизменное существо, являющееся источником всех других существ. В своей этике он считает, что только достигнув совершенства, можно достичь эвдемонии, своего рода счастья или блаженства, составляющих лучшую человеческую жизнь.

Аристотель был основателем лицея, школы в Афинах, Греция. И он был первым из перипатетиков, его учеников из лицея. Работы Аристотеля оказали огромное влияние на античную и средневековую мысль и продолжают вдохновлять философов по сей день. Хотя наш главный древний источник о жизни Аристотеля, Диоген Лаэртский, имеет сомнительную надежность, очертания его биографии заслуживают доверия. Диоген сообщает, что грек, отец Аристотеля, Никомах, был частным врачом македонского царя Аминта.

Образование и карьера философа

В возрасте семнадцати лет Аристотель эмигрировал в Афины, где он поступил в Академию, проучившись у Платона в течение двадцати лет. В этот период Аристотель приобрел свои энциклопедические знания философской традиции, которые он широко использует в своих работах. Аристотель покинул Афины примерно в то время, когда умер Платон, в 348 или 347 году до н. Э. Одно из объяснений состоит в том, что как постоянно проживающий в ней иностранец, Аристотель был исключен из руководства Академией в пользу племянника Платона, афинского гражданина Спевсиппа.

Другая возможность состоит в том, что Аристотель был вынужден бежать, поскольку расширение власти Филиппа Македонского привело к распространению антимакедонских настроений в Афинах. Какой бы ни была причина, Аристотель впоследствии переехал в Атарней, которым правил другой бывший студент Академии, Гермий. За три года пребывания там Аристотель женился на Пифии, племяннице или приемной дочери Гермия, и, возможно, участвовал в переговорах или шпионаже от имени македонцев. Как бы то ни было, пара переехала в Македонию, где Аристотель работал у Филиппа в качестве наставника своего сына Александра Великого.

Аристотель
Фото: vse-frazi.ru

Таким образом, философская карьера Аристотеля была напрямую связана с подъемом крупной державы. Через некоторое время в Македонии Аристотель вернулся в Афины, где основал свою школу в арендованных зданиях лицея. Предположительно, именно в этот период он написал большинство своих сохранившихся текстов, которые выглядят как стенограммы лекций, отредактированные так, чтобы их можно было читать вслух в отсутствие Аристотеля. В самом деле, это должно было быть необходимо, поскольку после того, как его школа проработала тринадцать лет, он снова покинул Афины, возможно, потому, что против него было предъявлено обвинение в нечестии. Он умер в возрасте 63 лет в Халкиде.

Личная жизнь

Диоген сообщает нам, что Аристотель был худым человеком, который броско одевался, носил модную прическу и несколько колец. Если завещание, процитированное Диогеном, достоверно, Аристотель, должно быть, обладал значительным личным богатством, поскольку он обещает меблированный дом в Стагире, трех рабынь и талант серебра своей наложнице Герпиллис.

Аристотель родил дочь от Пифия, а от Герпиллиса — сына Никомаха (названного в честь своего деда), который, возможно, редактировал Никомахову этику Аристотеля. К сожалению, поскольку дошедших до нас источников о жизни Аристотеля мало, суждение о точности и полноте этих подробностей во многом зависит от того, насколько человек доверяет свидетельству Диогена.

Работы Аристотеля

Поскольку комментарии к творчеству Аристотеля составлялись около двух тысяч лет, не сразу становится очевидным, какие источники являются надежными проводниками его мысли. Работы Аристотеля имеют сжатый стиль и используют особую лексику. Хотя он написал введение в философию, критику теории форм Платона и несколько философских диалогов, эти работы сохранились лишь в виде фрагментов.

Существующий «Corpus Aristotelicum» состоит из записанных лекций Аристотеля, которые охватывают почти все основные области философии. До изобретения печатного станка рукописные копии этих произведений веками распространялись на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Европе. Сохранившиеся рукописи были собраны и отредактированы в авторитетном берлинском издании Августа Иммануила Беккера 1831–1836 годов. Все ссылки на работы Аристотеля в этой статье следуют стандартной нумерации Беккера.

Заслуживают внимания сохранившиеся фрагменты утраченных работ Аристотеля, которые современные комментаторы иногда используют в качестве основы для предположений о его философском развитии. Фрагмент его «Protrepticus» сохраняет поразительную аналогию, согласно которой психика или привязанность души к телу является формой наказания.

Древние благословенно говорят, что душа платит за это наказание и что наша жизнь предназначена для искупления великих грехов. И привязанность психики к телу очень похожа на это. Ибо они говорят, что, как этруски истязают пленников, приковывая мертвых лицом к лицу с живыми, приспосабливая каждую к каждой части, кажется, что психика растянута повсюду и ограничена всеми чувствительными членами тела.

Согласно этой якобы вдохновленной теории, узы, связывающие психику с телом, подобны тем, которыми этруски истязали своих пленников. Подобно тому, как этруски сковывают пленников лицом к лицу с мертвым телом, так что каждая часть живого тела касается части трупа, психика считается выровненной с частями живого тела. С этой точки зрения психика воплощается как болезненное, но исправляющее искупление своего зла.

Оценить
Обсудить Содержание