Интервью с Анастасией Якушевой о насущных проблемах швейного производства и выходе предприятия из карантина.
Режим самоизоляции постепенно ослабляется и бизнес в ближайшее время окончательно выйдет из карантина. Однако, для предпринимателей это означает новые проблемы, спровоцированные простоем, длительной работой сотрудников вполсилы на удаленке и нарастающим финансовым кризисом. О выходе предприятия из карантина мы поговорили с ярким представителем молодых предпринимателей Анастасией Якушевой, собственником российской бренда женского белья Miss X и домашней одежды I am pijama.
Увольнения во время самоизоляции
Как вы видите выход из карантина?
У каждой отрасли, конечно, будет свой выход из карантина, в том числе и по причине государственного регулирования. У меня швейное производство и сеть магазинов, и я буду вынуждена выходить на общих основаниях и в ускоренном режиме отшивать заказы с сорванными сроками.
Насколько серьезно на вас как производителе отразился режим самоизоляции?
Я никого не увольняла, но могу отметить тенденцию, что все уволенные в нашей сфере во время режима самоизоляции с радостью вернуться обратно. В прочем если нет, то предприятию найти замену будет не сложно. Сейчас огромное количество специалистов остались без работы и после карантина все будут активно искать работу.
У нас, к примеру, и сейчас увеличено количество звонков от швей. Предприятия закрыты, работать негде, деньги нужны. Кроме того, я полагаю, что зарплаты будут меньше, чем до кризиса.
Господдержка бизнеса
А что думаете про господдержку бизнеса?
Реальный выход вижу в просьбе о льготных каникулах по кредитам. Кроме того, нужно пытаться воспользоваться любой помощью от государства, мы получили выплаты на сотрудников и это не было лишним. Чтобы не уйти в минус, я ликвидировала все убыточные направления деятельности. Все, во что мы вливали деньги, с надеждой, что это когда-нибудь выстрелит.
Проблемы выхода из кризиса
Какие три проблемы в бизнесе станут основной головной болью для вас после выхода с карантина и почему?
Не совсем проблемы, я бы сказала — направления для развития. Я планирую расширение производства. А возможно и открытие ещё одного, третьего. Для выхода на новые каналы продаж нужно больше производить. Во время карантина многие сотрудники не имели возможности работать.
К примеру, наше производство в Москве было закрыто. Мне как собственнику, важно наверстать упущенное. Кроме того, я столкнулась с вопросом — нужен ли мне в нынешних масштабах офлайн. За это время мы так отлично приспособились работать в онлайне, что уже не хочется вспоминать про проблемы офлайна: аренды, кадры, ремонты…
Что вы уже делаете или собираетесь делать для их решения?
На региональном производстве мы сейчас принимаем новых специалистов, только за апрель удалось привлечь 9 швей. Хотя обычно это куда более медленный процесс. По созданию новых моделей — пытаемся работать удаленно, но не хватает еженедельных собраний, примерок… без них тяжело. Мы активно наращиваем онлайн, чтобы даже в таких условиях можно поддерживать продажи.
Какой результат вы ожидаете от своих действий?
Увы, быстрый и безболезненный выход из карантина вряд ли возможен. По моим ожиданиям, к октябрю нам удастся восстановить и начать увеличивать продажи. А до этого будет довольно тяжело. К примеру, купальники, отшитые к лету, вряд ли будут пользоваться большим спросом. Но когда откроют границы — девушки пойдут за обновками!
Последствия карантина для бизнеса
Что вы оставите из удаленки с собой? Какие вынужденные меры на карантине пошли на пользу компании и теперь вы не собираетесь от них отказываться?
Прежде всего, это понимание мощи онлайна, с офлайном работать сложнее и менее прибыльно. Онлайн собрания заменили живые встречи, то, что в онлайне мы обсуждаем за 1 час, в офисе мы обсуждали больше 2,5 часов. Плюс отказ от постоянных покатушек на встречи и в офис.
Эффективность в онлайне высока! Жаль, что нельзя полноценно посмотреть, как смотрится новое изделие. Это, пожалуй, единственное, чего не хватает.
Возможно, я совершу полный отказ от офиса и нескольких шоурумов. Большее внимание контенту, фотосессиям, разнообразию съёмок.