Анализ рынка автозапчастей: рост продаж автотоваров в онлайне

Анализ рынка автозапчастей: рост продаж автотоваров в онлайне
Продажа автотоваров. Фото: camper4x4.ru

ПЭК: в пандемию все больше автопроизводителей стали использовать онлайн-каналы для продажи товаров.

Все больше производителей автотоваров используют для продажи своей продукции сегмент e-commerce, отмечают эксперты ПЭК по итогам анализа конъюнктуры рынка автозапчастей. По данным аналитического агентства Data Insight, по итогам 2019 года число заказов деталей и запчастей в интернет-магазинах увеличилось на 11%. Объем онлайн-продаж за тот же период вырос в рублях на 18%, а средний чек увеличился на 7% – до 4 720 рублей.

Причины роста онлайн продаж

В числе основных причин ухода в онлайн в ПЭК называют высокую комиссию дистрибьюторов, а также рост популярности интернет-магазинов как одного из каналов продаж на фоне карантинных ограничений. По данным аналитиков ПЭК, комиссия дистрибьюторов может достигать от 15 до 25% и более. Российский дистрибьютер, работающий в сегменте автозапчастей, закладывает в стоимость в том числе конвертации валюты. И за счет нестабильности рубля в период кризиса цены могут меняться ежедневно, если стоимость заранее была не оговорена в долгосрочном договоре, – отмечает Антон Гусев, руководитель бизнес-юнита «Маркетплейс» ПЭК.Молл.

Ранее, до широкого развития рынка e-commerce, интернет-продажи реализовывались преимущественно через дистрибьютеров, которые напрямую работали с производителями. Дистрибьюторы распространяли продукцию в офлайн-магазины и автосервисы, а также полностью контролировали продажи.

Начиная с марта 2020 года покупательский спрос на автозапчасти снизился из-за курсового колебания цен и условий карантина.

Спрос на автозапчасти

По данным аналитиков ПЭК, за 2019 год покупательский спрос на автозапчасти вырос в среднем на 10-15% по отношению к предыдущему году. Мы связываем этот показатель с переходом покупателей из офлайна в онлайн Антон Гусев. Однако, он подчеркивает, что клиенты не готовы вкладывать деньги в дорогостоящие детали в период кризиса. Кроме того, европейские поставщики приостановили прием заказов из-за того, что их деятельность в период самоизоляции была поставлена на паузу.

Традиционно, в офлайн-магазинах пользуются спросом товары, которые необходимо приобрести в срочном порядке, например: фильтры, детали подвески, кузовные элементы. В свою очередь, в онлайне заказывают детали, которые покупатель готов ждать, например, декоративные элементы: накладки на пороги, коврики, отвесы, спойлеры. Кроме того, ассортимент автотоваров на универсальных площадках небогатый по сравнению с категориями товаров из различных сегментов. В основном продают аксессуары: коврики, навигаторы, иногда «расходники» и масла.

Продажи через маркетплейс

Столкнувшись во время карантина с проблемой сбыта продукции и падением объемов продаж, большинство поставщиков начали сотрудничать с крупными маркетплейсами, так называемыми «универсальными платформами». Преимущества подобных площадок: широкая аудитория, удобный интерфейс и подробное описание товаров. Кроме того, производитель получает возможность видеть свое конкурентное окружение и динамику продаж, поясняет эксперт ПЭК. Таким образом, процесс реализации продукции становится прозрачным для поставщика.

Но не всегда интерфейс универсальных маркетплейсов приспособлен для автолюбителей: нет возможности сравнивать цены или организовать поиск нужных автокомпонентов по марке автомобиля. Что делает выдачу на сайте менее релевантной запросу и требует от потенциального покупателя тратить больше времени на поиски.

– Запчасти как правило ищут по VIN-номеру. И совместить на одной площадке структуру поиска по VIN-номеру с классическим каталогом мультикатегорийных маркетплейсов не представляется возможным. Это одна из ключевых технических проблем на данный момент, – поясняет руководитель бизнес-юнита «Маркетплейс» ПЭК.Молл Антон Гусев. Данную проблему можно решить с помощью использования различных технических решений для одного каталога и для другого.